Расписание богослужений Наши издания События Как помочь? Контакты
+7(812) 495 48 10 Секретарь храма
+7(812) 557 78 98 Дежурный храма

Главная   Статьи   Листая православный календарь   Небесный покров над Америкой святителя Иннокентия Московского. Часть 2

Листая православный календарь

Небесный покров над Америкой святителя Иннокентия Московского. Часть 2

Окончание. Первую часть статьи "Небесный покров над Америкой святителя Иннокентия Московского" читайте здесь.

Гиппиус А.С.

Духовно-просветительский центр им. свт. Иннокентия Московского

Председатель женского общества им. св. равноап. кн. Ольги

Патриарх Тихон (Белавин) и Нью-Йорк

Обратимся вновь к иконе Собора американских святых. По левую руку от святителя Иннокентия мы видим святителя Тихона, Патриарха Московского (1865–1925). Епископ Тихон возглавил Алеутскую и Аляскинскую епархию в 1900 г. и провел в Америке 9 лет. При нем епархия была переименована в Алеутскую и Североамериканскую, чем признан факт распространения Православия по всему континенту, а кафедра переведена из Сан-Франциско в Нью-Йорк, поскольку большинство русских эмигрантов сосредоточились именно на восточном побережье.

По левую руку от святителя Иннокентия мы видим святителя Тихона, Патриарха Московского (1865–1925). Епископ Тихон возглавил Алеутскую и Аляскинскую епархию в 1900 г. и провел в Америке 9 лет.

При нем епархия была переименована в Алеутскую и Североамериканскую, чем признан факт распространения Православия по всему континенту, а кафедра переведена из Сан-Франциско в Нью-Йорк, поскольку большинство русских эмигрантов сосредоточились именно на восточном побережье.

Служение Святейшего Тихона — это начало быстрого развития русских и сербских православных приходов. Он повторил подвиг первых апостолов, созидая из миссионерской епархии Православную Церковь в Америке, полумиллионная паства которой состояла из представителей десятков разных национальностей. На средства Миссионерского общества он построил много храмов, монастырь, семинарию, школы, приюты, по благословению Иоанна Кронштадтского и личному указанию императора Николая II возвел кафедральный собор во имя святителя и чудотворца Николая в Нью-Йорке.

Храм был выстроен на пожертвования, собранные по копеечке во всех церквях России. Это ли не воплощение миссионерскогоделания святителя Иннокентия! Русские крестьяне, по медвежьим углам России собирающие гроши на заокеанский храм для своих братьев по вере!

Продолжая традиции святителя Иннокентия, епископ Тихон совершал тяжелые трансконтинентальные миссионерские путешествия из Калифорнии на Аляску и с Западного побережья США на Восточное. Как святитель Иннокентий ежегодно объезжал Камчатскую, Алеутскую и Курильскую епархию по морю и по суше, подвергая свою жизнь опасности и терпя лишения, так и святитель Тихон уже в первый год своего архипастырского служения в Америке предпринял миссионерское путешествие из Сан-Франциско на север Аляски: сначала на корабле вдоль побережья Тихого океана, затем на байдаре по северным рекам Аляски, вдоль которых стоят селения аборигенов.

Будучи «всем для всех», святитель Тихон, будущий Патриарх Московский и всея Руси, стяжал апостольский дар живой Христовой любви. Любовным ко всем отношением, в частности, устройством дома для безвозмездного приюта и питания бедняков-переселенцев из России, он завоевал всеобщие любовь и уважение. Американцы избрали его почетным гражданином Соединенных Штатов.

Святейший Тихон окормлял всех православных в Америке, будучи там единственным епископом. Он повторил подвиг первых апостолов, созидая из миссионерской епархии Православную Церковь в Америке, с полумиллионной паствой десятков национальностей.

Святитель Иоанн (Максимович) и Сан-Франциско

По правую руку святителя Иннокентия на иконе Собора американских святых мы видим святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского.

Обобщая значение для всего мира русской диаспоры, владыка Иоанн писал: «Наказывая русский народ, Господь в то же время показал ему путь ко спасению, сделав его проповедником Православия во всем мире» [6]. Но большинство русской диаспоры «проповедует Православие» лишь самим фактом своей «православности». Владыка же стал истинным апостолом веры.

В 1962 г. Зарубежный Синод поручил 66-летнему епископу возглавить самую крупную американскую епархию — Сан-Францисскую. И его миссионерская деятельность, твердо основанная на постоянной молитве и чистоте православного учения, принесла обильные плоды.

К моменту приезда в Сан-Франциско владыки Иоанна русская община переживала глубокий раскол. Надеялись, что он внесет мир в дела русской колонии и возобновит строительство кафедрального собора.

Первый этап американской жизни принес владыке тяжелые испытания. Началось с того, что в канун дня памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского часть его прихода отправилась праздновать «Хэллоуин». К изумлению и стыду участников владыка пришел на этот «бал», медленно обошел зал, молча заглядывая в лица, и так же безмолвно вышел. На следующий день половина его паствы слезно каялась в недостроенном соборе. А затем будто сам ад восстал против него, — архиепископа обвинили в присвоении денег и посадили на скамью подсудимых. Когда владыку спрашивали, кто виноват в этой смуте, он не обвинял никого, отвечая кратко: «Дьявол». Светский суд полностью оправдал святителя.

Только самые близкие знали, насколько строгий, аскетический образ жизни ведет их владыка. Он постоянно молился, спал всего пару часов, не ложась никогда — сидя или согнувшись на полу перед иконами, где его иногда заставал в таком положении келейник. Ежедневно служил Божественную литургию (мало кто выдерживал такой ритм, поэтому часто он сам читал и пел всю службу), строго постился — ел только один раз поздно вечером, а Великим и Рождественским постом вкушал только просфоры. Чтобы его не хвалили, владыка юродствовал, часто опаздывал на час и больше, говорил невнятно, ходил босиком и в мятой одежде.

Владыка умер во время молитвы, стоя на коленях перед Курской Коренной иконой Божией Матери. Ему было 70 лет. Много слез было пролито по его смерти. Его духовный сын сокрушался, что не найдет больше такого духовника, который позвонит ему с другого континента среди ночи и скажет: «Ложись теперь спать, то, о чем ты просишь у Господа, угодно Ему» [18].

Кафедральный собор во имя Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость», завершенный святителем Иоанном, — самый большой русский храм в русском зарубежье. Его святые мощи и покоятся в нем, последнем месте его земного служения.

Это та земля, где доныне стоит русский Форт Росс, где звучали первые молитвы его поселенцев, где погиб первый американский мученик Петр Алеутский. Круг замкнулся, свершилась полнота Промысла Божия о православной миссии в Америке, творимой русскими молитвами и подвигами.

Приход собора «Вех скорбящих радость» — один из самых крупных в сегодняшней Америке, но все равно крестный ход на Пасху собирает в десятки раз меньше людей, чем ежегодный гей-парад. «Сан-Франциско — особенный, “свободный” город, город порока, — рассказывает настоятель собора протоиерей Петр Перекрестов, — здесь зародилось движение хиппи, здесь есть целый район, где живут однополые пары и официально зарегистрирована церковь сатаны. Поэтому мы в соборе служим литургию каждый день, как делал при жизни и владыка Иоанн. Таких приходов в Зарубежной Церкви мало» [18].

Святитель Иоанн Шанхайский — небесный защитник Америки и всех православных эмигрантов на Северо-Американском континенте — все силы направлял на исцеление душ отчаявшихся русских людей и в Америке, а раньше — в Шанхае. Он прошел апостольским путем по землям, окормленным святителем Иннокентием, просветителем восточных народов, основавшим в бытность свою митрополитом первую миссию в Китае. Словно бы предвидел святой Иннокентий, апостол Сибири, что эта дальняя китайская земля станет убежищем сотен тысяч православных русских, которые потом будут обживать его любимый Американский континент — и местом подвига святителя Иоанна (Максимовича), апостола Востока и Запада, последнего апостола наших дней.

Русское наследие на Аляске — память о первосвятитительском подвиге святителя Иннокентия

После 1867 г. православные на Аляске и в Калифорнии объединялись вокруг своих храмов. Церковные общины, приходы сплачивали русских, креолов, алеутов и индейцев. Благодаря Церкви уклад жизни на Аляске, особенно быт потомков первых русских поселенцев, изменялся мало, и индеец, повторяющий молитву на церковно-славянском языке, не редкостью был на Аляске не только в конце XIX, но и в XX в. Особой приверженностью к русским обычаям и верованиям всегда отличались аляскинские креолы. Из них вышло много священников, диаконов, церковнослужителей

Период упадка начался между 1910 и 1913 годами. Американское правительство решило, что, будучи протестантской страной, Америка должна наконец дать настоящее духовное образование народам Севера. Аляска была поделена между различными протестантскими группами. Алеутские острова достались методистам, Кадьяк был передан баптистам, на Ситку устремились пресвитериане. Детей забирали у родителей и держали безвыездно в общежитиях, заставляя их получать настоящее американское образование. С 1910 г. американские миссионеры убедили американское правительство насильно закрыть все русские школы. Для тогдашних протестантов Православие почти что приравнивалось к язычеству, и они старались перекрыть все источники его распространения.

До сих пор американское правительство не слишком расположено к Православию на Аляске. Но сами местные жители твердо держатся Православия и не хотят от него отступать. Очень показательна такая история. В 1964 г. в с. Старая Гавань (бывшую Бухту Трех святителей) прибыла баптистская миссионерша, дабы обратить православных в баптизм. Кое-кого она убедила-таки принять новое крещение, которое назначила на Страстную Пятницу. В этот день на Аляске произошло страшное землетрясение. Цунами смыло всю деревню кроме здания храма. На этом баптистская миссия здесь закончилась. Миссионершу с позором выгнали из села [11].

Вопросами наследия русского Православия на Аляске в составе экспедиции 2010 г. занимались два священнослужителя Калужской епархии РПЦ. Оказалось, что местное население до сих пор хранит память о первых православных миссионерах, которые примиряли враждующие племена и собирали их для христианской проповеди в специально установленных для этого палатках — походных церквах. В их сознании прочно запечатлены понятие о святости Православия и благоговение к дому Божиему. Объявляя во время крещения всех братьями во Христе, причащая их от одной чаши, миссионеры искореняли межплеменную вражду и рабство [13]. Экспедиция установила, что даже делопроизводство до начала XX в. велось на русском языке, имена и фамилии местных жителей — русские, всегда была значительной креольская прослойка (потомки русских и аборигенов). Результаты исследований показывают глубину проникновения русских традиций, особенно духовной культуры России, Православия, в культуру коренных жителей Аляски, что сохранилось и в их современной жизни [13].

«Аляска — это святая земля Америки. Если вы хотите знать, что такое Америка с точки зрения веры, Церкви, Православия, — вы должны поехать на Аляску, на остров Ка́дьяк, Ко́дик-айленд» [20].

Американская Православная Церковь: плод трудов и молитв

В марте 1974 г. Святейший Синод Православной Церкви в Америке поставил вопрос о канонизации просветителя Аляски митрополита Московского и Коломенского Иннокентия (Вениаминова). Американские иерархи обратились в Москву с просьбой изучить вопрос канонизации. Три года ушло на изучение бережно собранных в США и на родине святителя свидетельств о его жизни и равноапостольных трудах.

23 сентября (6 октября нового стиля) 1977 г. Священный Синод Русской Православной Церкви, воздав славу и хвалу Господу, определил: приснопамятного митрополита Иннокентия, святителя Московского и апостола Америки и Сибири, причислить к лику святых, благодатию Божиею прославляемых.

«Американская Церковь, — пишет известный американский журналист, сын протоиерея Александра Шмемана Сергей Александрович Шмеман, — исходит от митрополита Иннокентия, от Патриарха Тихона. Они строили, они переводили службы на английский язык. Это не мы выдумали. Они именно готовили, крестили американцев, создавали приходы. Именно они основали Свято-Владимирскую семинарию в Миннеаполисе. Это все делала Русская Церковь, которая видела себя как миссионерскую. Патриарх Тихон в Америке, когда он был епископом и митрополитом, строил Американскую Церковь. Миссионерство в Америке, построенное на принципах святителя Иннокентия — это не слова. Оно реально. У нас очень много американцев, которые перешли в Православие. Наш епископ в Канаде был лютеранским священником и перешел в Православие. Много англиканцев, которым не нравилось, когда там начали женщин посвящать в священники, — они перешли. Многие из них были священниками, и их опять рукополагали. Я бы сказал, что до трети Церкви — это люди, которые нашли себя в Православии» [4]. Главная особенность Православной Церкви в Америке — то, что подавляющее большинство епископов, простого духовенства и профессоров перешли в Православие из других религий. Во Владимирской семинарии около 80% студентов — «конверты», в Тихоновской — около 70 [20].

Бывшая Русская миссионерская епархия, существовавшая в Америке с конца XVIII в., в 1970 г. получила от Московской Патриархии автокефалию и стала Православной Церковью в Америке. «Служение в Американской Церкви — в основном миссионерское. Каждый день. Скажу больше: когда мы поем втроем в храме, я всегда стараюсь, чтобы мы пели хорошо. Недавно к нам на вечерню случайно зашли двое черных. Послушали, понравилось — мы крестили одного прихожанина. И такое может случиться каждый раз. Потому что Церковь в Америке — не национальная, а многонациональная. И у нас в храме и румыны, и болгары, и даже эфиопы. Копты к нам ходят и крестят детей» [20].

Кроме того в США и Канаде есть приходы Русской Православной Церкви Заграницей и Московского Патриархата.

На американском континенте распространение Православия шло своим, особым путем. Как отмечает настоятель Свято-Николаевского собора в Нью-Йорке протоиерей Дмитрий Григорьев, деятельность, начавшаяся с духовного удовлетворения нужд служащих Российско-Американской компании и духовно-просветительской работы среди алеутов и индейцев, привела «к серьезной встрече русского духовного наследия с Западом, его религиозной культурой и цивилизацией в своеобразной обстановке Нового Света» [7].

Сегодня в Америке больше всего католиков, на втором месте по числу прихожан стоит первая баптистская южная церковь, которая концентрируется в 5 южных штатах США (в основном ее члены — черное население Америки). Православная Церковь занимает третье место. В стране около 2 млн православных, разделенных на 18 юрисдикций разных национальностей [7]. Задача, поставленная святителем Иннокентием, исполнена.

Святительский покров над Америкой

Наш современник (1925–2008) епископ Ситкинский и Аляскинский Григорий (Афонский) очень точно сказал, что «мало кто в Америке, да и на Аляске сможет сказать, что такое Российско-Американская компания, когда она существовала. Зато другое, неземное и вечное, что пришло на Аляску с этими промышленниками и купцами, а потом было утверждено миссионерами-героями и святителями, осталось как русское наследие и по сей день существует и известно всем — это Православная Церковь» [13].

По всей американской земле стоят храмы, освященные во имя апостола Америки святителя Иннокентия, митрополита Московского:

-       на Великих Американских озерах недалеко от города Кливленд;

-       и в Редфорде, совсем рядом с Кливлендом;

-       немного западнее — в богатом респектабельном селении Кэрол Стрим близ Чикаго;

-       близ восточного побережья в Сэйлеме, штат Вирджиния

-       в Мэйконе — городе юго-восточного штата Джорджия;

-       в Нэшвилле, столице штата Теннеси на юге США;

-       на западном побережье США, на севере Калифорнии — в г. Ливерморе под Сан-Франциско, неподалеку от Форта Росс;

-       и чуть севернее, в той же Калифорнии, в старинном колониальном селении Юрика;

-       и в Тарзане, пригороде Лос Анжелеса, на юге Калифорнии;

-       в штате Вашингтон на границе с Канадой — в г. Эверсоне;

-       и конечно же, в его любимой Аляске: в Анкоридже, главном городе штата, центре его экономической и культурной жизни; сюда недавно была перенесена из Ситки архиерейская кафедра Аляски; анкориджский кафедральный собор построен к 200-летию Православия в Америке и освящен во имя святителя Иннокентия Московского с приделом Всех святых, в земле Американской просиявших;

-       на о. Кадьяк; и на самом западе архипелага Алеутских островов — на о. Адак в одноименном городе, совсем недалеко от России!

Наш современник (1925–2008) епископ Ситкинский и Аляскинский Григорий (Афонский) очень точно сказал, что «мало кто в Америке, да и на Аляске сможет сказать, что такое Российско-Американская компания, когда она существовала. Зато другое, неземное и вечное, что пришло на Аляску с этими промышленниками и купцами, а потом было утверждено миссионерами-героями и святителями, осталось как русское наследие и по сей день существует и известно всем — это Православная Церковь» [13].

Покров русских святых распростерт над Америкой.

Гиппиус А.С.

Духовно-просветительский центр им. свт. Иннокентия Московского, председатель женского общества им. св. равноап. кн. Ольги

Из доклада на конференции "Святитель Иннокентий Московский: ученый, миссионер, учитель" 1 октября 2016 года

Литература

1. Августин (Никитин), архимандрит. Деятельность Русской православной церкви в Северной Америке [Электронный ресурс]. URL: http://library.ikz.ru/istoriya-osvoeniya-russkoi-ameriki/istoriya-russkoi-ameriki-1732-1867/tom-iii.-osnovanie-russkoi-ameriki-1732-2014-1799/glava-4.-deyatelnost-russkoi-pravoslavnoi-cerkvi-v

2. Августин (Никитин), архимандрит. Первая миссия [Электронный ресурс]. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/russ_america/07_1.html

3. Александр Шмеман, протопресвитер. Дни радости и света. Рассказ участника прославления прп. Германа Аляскинского в 1970 году / Е.Е. Голубинский. Настоящая история церкви [Электронный ресурс]. URL: http://www.golubinski.ru/russia/german.htm

4. Быть русским и американцем одновременно. Интервью с Сергеем Александровичем Шмеманом // Татьянин день. Молодежный интернет-журнал МГУ [Электронный ресурс]. URL: http://www.taday.ru/text/119942.html

5. Дегтярева М. Святой Иоанн босой Шанхайский // Православие и мир [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravmir.ru/svyatoj-ioann-bosoj-shanxajskij/

6. Дымова М.Г. Издательская деятельность Братства преподобного Германа [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/izdatelskaya-deyatelnost-bratstva-prepodobnogo-germana-alyaskinskogo-i-valaamskogo-obschestva-ameriki

7. Иона (Паффхаузен), митрополит. Православная Церковь наиболее твердо противостоит духу этого мира // Сайт Православие. Ru [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravoslavie.ru/37436.html

7. Конвенция об уступке Северо-Американским Соединенным Штатам Российских Северо-Американских колоний // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901762626

8. Курлядский И.А. Святитель Иннокентий и основание православного миссионерского общества в Москве // Альманах «Альфа и Омега». № 13, 1997 [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravmir.ru/svyatitel-innokentiy-i-osnovanie-pravoslavnogo-missionerskogo-obshhestva-v-moskve/

9. Лазаренко Т. Православие на Аляске // Опыт постижения Америки [Электронный ресурс]. URL: http://pravme.ru/favor/2016-08-09-pravoslavie-na-alyaske-iz-knigi-opyt-postizheniya-ameriki.html

10. Петров А.Ю., митрополит Климент (Капалин), Малахов М.Г. и др. История и наследие Русской Америки [Электронный ресурс]. URL: http://www.booksite.ru/fulltext/russ_america/02_33.html

11. Письма Иннокентия, Митрополита Московского и Коломенского. Т. 1. М. : 1897.

12. Православие в Соединенных Штатах до 1920 года [Электронный ресурс]. URL: http://korolev.msk.ru/books/dc/a_b_le_v_v_e_19203927.html

13. Сайт Православие в Америке [Электронный ресурс]. URL: Orthodoxy in America

14. Сан-Францисский чудотворец Иоанн (Максимович). Спецрепортаж из Калифорнии // Нескучный сад [Электронный ресурс]. URL: http://www.nsad.ru/articles/san-francisskij-chudotvorec-ioann-maksimovich-specreportazh-iz-kalifornii

15. Соболев И.А. Форт Росс — памятник русской предприимчивости [Электронный ресурс]. URL: http://www.kamlib.ru/resourses/fortros.htm

16. Шиповальников А.В. Православие в Америке: взгляд изнутри // Православие и мир [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravmir.ru/audio-pravoslavie-v-amerike-vzglyad-iznutri/

Дорогие друзья! Примите участие в строительстве капитального здания Воскресной школы. Или вложите ваш кирпичик в строительство Дома Милосердия - первый в России проект такого масштаба социального, медицинского служения и просвещения, объединенного вокруг храма свт.Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело! 

Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!  

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Последние новости Дома милосердия

Новости

Статьи