Расписание богослужений Наши издания События Как помочь? Контакты
+7(812) 495 48 10 Секретарь храма
+7(812) 557 78 98 Дежурный храма

Главная   Статьи   Листая православный календарь   Икона Божией Матери «Державная»

Листая православный календарь

Икона Божией Матери «Державная»

К 100-летию обретения великой святыни – иконы Божией Матери «Державная», в честь которой освящен храм Державной иконы Божией Матери на пр. Культуры Санкт-Петербурга

15 марта 1917 года, в день насильственного отречения государя Николая II от власти, когда он подписал свой исторический «Манифест об отречении от престола», в древней вотчине Романовых — селе Коломенском (тогда под Москвой) — была явлена икона Божией Матери, получившая название «Державная».

Царица Небесная явилась в образе царицы земной со скипетром и державой в руках.

Икона Божией Матери "Державная", храм Державной иконы Божией Матери на пр. Культуры, СПб

Видение иконы крестьянке Андриановой

Обстоятельства обретения иконы были таковыми.

«Евдокия Ивановна Андриянова, крестьянка Московской губернии, Бронницкого уезда, Жировинской волости, деревни Починок, проживающая по Московской Курской дороге, в слободе Перерва, близ платформы, собственный дом» (примерно в сорока километрах от Коломенского) 13 февраля 1917 года; в Чистый понедельник ей был сон, о котором она сама рассказывала так:

— Стою будто бы на горе, слышу слух, видеть никого не вижу: «Есть в Коломенском, икона большая черная, взять и сделать eя красную, затем помолиться и попросить ея».

Проснувшись, она подробно рассказала свой сон домашним. И после этого все время чувствовала сильное беспокойство, стала обращаться к Самой Владычице, прося место указать, где Ея святая икона находится.

В ответ на усердную молитву, 26-го февраля, с воскресенья на понедельник Крестопоклонной недели, Андриановой был второй сон:

— Вижу — белая церковь, вижу — в храме народ стоит в беспорядке, прохожу на средину, народ вмиг пропал, и только осталось одна Женщина, которая села среди храма. Я обратилась к Женщине, слезно прося Ея, и сказала: «Пойдем отсюда, найдет народ и здесь будет душно». Она вмиг встала, пошла, …в стене образовалась брешь, куда пошла Царица Небесная»[1].

Раба Божия Евдокия расценила повторный сон как явное указание воли Божией и по приобщении Святых Христовых Таин отправилась в Коломенское на поиски иконы, указанной ей Небесной Владычицей.

Обретение иконы

При виде Коломенской церкви Вознесения Христова Евдокия Ивановна сразу узнала в ней тот самый храм, который видела во сне.

Церковь Вознесения Христова, Коломенское, в подвале которой была обретена икона Божией Матери "Державная". Фото: А.Савин (Wikimedia Commons · WikiPhotoSpace)

Настоятелем в нем был священник о. Николай Лихачев. Придя к нему в дом, Андрианова рассказала о своих сновидениях и просила совета, как поступить. О. Николай собирался служить вечерню и пригласил пришедшую вместе с собой в церковь, где показал ей все старинные иконы Богоматери, находящиеся в храме и на иконостасе; но ни в одной не нашлось сходства с виденной во сне. Тогда по совету сторожа церкви и еще одного прихожанина, зашедшего в церковь, о. Николай стал усердно искать икону повсюду: на колокольне, на лестнице, в чуланах, и наконец в церковном подвале. Именно там, в подвале, среди старых досок и рухляди, была найдена большая старая черная икона.

Ее отмыли от многолетней пыли, и увидели необычное изображение Божией Матери как Царицы Небесной. Андрианова с великой радостью и слезами поверглась ниц пред пречистым образом, а поднявшись, просила о. Николая отслужить благодарственный молебен, ибо узнала в иконе точное воплощение своего сновидения.

Описание и происхождение иконы

Образ «Державная» — это Царица Небесная, величественно возседающая на царском троне в красной царской порфире на зеленой подкладке, с царской короной на голове и скипетром и державой в руках. Необычно строг и властен взор Ее скорбных очей. На коленях у Нее Богомладенец (без короны), сложивший персты в жесте благословения. Вверху иконы изображен Бог Саваоф.

Изначальная высота обретенной иконы была 2 аршина (142 см), ширина с полями 2 аршина (142 см).

По сведениям, данным членом Комиссии от церковно-археологического отдела при Московском обществе любителей духовного просвещения, протоиереем Страховым, «икона не древняя, приблизительно конца XVIII века, не старше, по форме — вверху овальная, иконостасная, средняя, из третьего пояса — пророческого». (Как известно, пророческий пояс образует третий снизу ряд икон иконостаса.)

По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Вероятно, этот образ остался от иконостаса, бывшего от Вознесенской церкви прежде того, что стоял там в начале XX века. Об этом иконостасе известно, что он в свое время был перенесен из одной из церквей Московского Вознесенского монастыря в Кремле, близ Спасских ворот.[2]

Вскоре после явления иконы в селе Коломенском Воскресенский женский монастырь в Москве по записям в своих книгах установил, что икона эта прежде принадлежала ему. В 1812 году, перед нашествием Наполеона в числе других икон при эвакуации монастыря из Кремля была передана на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского, а потом возвращена не была, и о ней в монастыре забыли. По-видимому, икона впоследствии была передана обратно в женский Вознесенский монастырь. Позднее она находилась некоторое время в Марфо-Мариинской обители в Замоскворечье, где настоятельницей до своей мученической кончины была преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна.[3]

Революция. Иконы. Россия[4]

В годы Первой мировой войны и революции произошло еще одно важное событие: открытие в России иконы. Речь идет не об открытии иконы образованным обществом – это дело вторичное по отношению к проявлению (трудами реставраторов) скрывавшихся под потемневшей олифой и позднейшими записями первообразных ликов.

Первым об этом стал писать русский философ князь Е. Н. Трубецкой.

В 1915 году: «До самого последнего времени икона была совершенно непонятной русскому образованному человеку. Он равнодушно проходил мимо нее, не удостаивая ее даже мимолетным вниманием. Он просто-напросто не отличал иконы от густо покрывавшей ее копоти старины…

Оказывается, что лики святых в наших древних храмах потемнели единственно потому, что они стали нам чуждыми; копоть на них нарастала вследствие нашего невнимания и равнодушия к сохранению святыни»

И в 1918 году: «В исторических судьбах русской иконы есть что-то граничащее с чудесным… Можно ли считать случайностью, что она явилась именно в последние десять-пятнадцать лет? Конечно, нет!.. Она явилась как бы накануне тех исторических переживаний, которые нас к ней приблизили и заставили нас ее почувствовать... Икона – явление той самой благодатной силы, которая некогда спасла Россию».

Прославление иконы и ее народное почитание

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, лично прибыл для прославления новоявленной иконы Божией Матери «Державная».

После прославления он благословил в акафист этой иконе собрать по частице из каждого акафиста всем иконам Божией Матери, явленным в России, и назвать его «акафист акафистов».

«Служба и акафист ей, сообщается в Богослужебной Минее, — составлены с участием Патриарха Тихона; иная служба составлена Владимиром Васильевичем Богородицким».[5] Помимо акафиста, слушая который вся церковь падала на колени, были практически сразу же написаны канон и молитвы к «Державной».

Слава об иконе мгновенно распространилась по всей России. В Коломенское толпами стекались богомольцы, многочисленные исцеления следовали одно за другим, во все храмы были разосланы списки с чудотворного образа.

В 1917 году об иконе писали:

«С того момента стала распространяться слава о святой иконе по окрестностям, и вскоре большие группы богомольцев начали посещать село Коломенское, прося благодатной помощи Царицы Небесной. И Она, Заступница усердная рода христианского, изливает от Своего образа неоскудно Свою милость страждущим и с верою приходящим чадам Своим, как об этом свидетельствуют их молитвенные благодарения за полученную Небесную помощь.

В настоящее время святая икона по желанию верующих, посетив все окрестные селения, непрерывно приглашается для посещения святых обителей и храмов, фабрик и заводов столицы, пребывая в селе Коломенском только в воскресные и праздничные дни. Дай же, Господи, молитвами Царицы Небесной утешение страждущей нашей Родине! Пресвятая Богородице, спаси нас!».[6]

Вот что вспоминал о своей первой встрече с иконой профессор И. М. Андреев[7]: «В трепете и страхе, с мольбой о прощении, упал я ниц и после троекратного земного поклона, приложился к иконе. Долго, молча, сосредоточенно, внимательно, с сердцем, захлебывающимся от горьких слез покаяния и сладких слез умиления и благодарности, смотрел я на дивную икону, овеянную духовным благоуханием святости и тонким физическим запахом розового масла».

О народной потребности молитвенного обращения к чудотворному образу свидетельствуют изданные с трудом, полулегальным уже образом при большевиках молитвы-листовки, два издания акафиста.

А чего стоят выходные данные на одной из таких книжек: «Издание Свято-Николаевского Братства странников и отшельников Христа ради».

В своем письме митрополиту Арсению (Стадницкому), датированном «2 марта 1922 г. 1 ч. ночи», епископ Ямбургский Алексий (Симанский), будущий Патриарх Московский и всея Руси, писал из Санкт-Петербурга: «Я сейчас только что приехал из Иоанно-Предтеченской церкви, где служил всенощную по случаю празднования в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная». Было очень много народу, и служба очень затянулась».

Спустя короткое время «Державная» икона явила чудо обновления. И. М. Андреев был свидетелем этого: «Через несколько недель мне вторично удалось побывать в селе Коломенском, и я был глубоко потрясен изменением иконы: она сама собой обновилась, стала светлой, ясной и ..."красной", так как особенно стала бросаться в глаза царская порфира, как бы пропитанная кровью. Зная исключительную силу веры и молитвы Государя Николая II и его особенное благоговейное почитание Божией Матери ... мы можем не сомневаться в том, что это Он умолил Царицу Небесную взять на Себя верховную царскую власть над народом, отвергшим царя-помазанника».

Подлинник иконы Божией Матери «Державная»

После прославления новоявленной иконы крестьянка Евдокия Андрианова начала ходить по людям, собирать деньги на ризу. Набрав около 1500 рублей, поехала в Дивеевский монастырь помолиться и попросить благословления на возложение ризы. Тут она снова удостоилась явления Божией Матери, Которая ей сказала, чтобы вернула собранные деньги, — сейчас не надо на Ее икону ризу возлагать, так как скоро в России будут снимать со всех икон ризы; а после окончания испытаний Российских риза сама к образу подойдет. Это было записано со слов самой Евдокии Андриановой.[8]

В 1917 году образ отреставрировали в иконописной мастерской Алексеевского девичьего монастыря. Вероятно, тогда же отпилили ветхий низ иконы, причем уничтожились ноги Богородицы. «Это вызвало опасение возмездия, но все та же Евдокия Андрианова поспешила внести успокоение заявлением, что Богоматерь простила».[9]

В этом же ряду было писание и распространение копий чтимой иконы. Профессор Андреевский свидетельствовал: «Икона, в бесчисленных копиях, стала украшать все русские храмы. Появился дивный акафист и канон этой иконе, слушая который, вся церковь падала на колени. Прошло несколько лет — и жесточайшие гонения обрушились на головы почитателей этой иконы, молившихся пред ее копиями по всей России. Были арестованы тысячи верующих, расстреляны составители службы и канона, а сами иконы изъяты из всех церквей».

Богоборческие власти подвергли «контрреволюционную», «монархическую» икону особому преследованию. Прекратились службы ей. Это было сделать тем легче, что она так и не была растиражирована типографским способом, бытовала в списках. Постепенно дело дошло до того, что боялись даже упомянуть само имя этой иконы.

Царская семья и «Державная»[10]

Знали ли сами царственные мученики о явлении «Державной» иконы Божией Матери? До недавних пор определенно ответить на этот вопрос не представлялось возможным. Однако не так давно среди бумаг императрицы Александры Феодоровны, изъятых цареубийцами в ее личных вещах, была обнаружена молитва, собственноручно переписанная рукой царицы-мученицы и несколько отличающаяся от всей известной молитвы «Державной».

Текст этой молитвы был доставлен царственным мученикам вместе с копией Державного образа в Екатеринбург, возможно, при посредстве будущей преподобномученицы Елизаветы Феодоровны. (Известно, что вскоре после большевицкого переворота икона Божией Матери «Державная» находилась в Марфо-Мариинской обители, настоятельницей которой была великая княгиня Елизавета Феодоровна). Скорее всего, она отправила и то и другое своей сестре посылкой, находясь в Перми после высылки из Москвы и до своего перемещения в Алапаевск, где и погибла.

В «Описи иконам, найденным при осмотре дома Ипатьева» после цареубийства, значатся две иконы, одна из которых, по крайней мере, несомненно, «Державная»:

«Образ Божией Матери, большого размера, на дереве, старинного письма, на красном фоне черной краской. Вверху – Бог Саваоф». Сохранилось свидетельство следователю Н. Соколову Попова-Шабельского 1921 года: «В 4 часа утра 17 июля 1918 года все стихло… Стали откачивать воду из шахты… и нашли разные вещи, из которых помню... икону Божией Матери Великодержавной, исколотую штыками, которую великая княгиня Елизавета Феодоровна через графиню Толстую прислала государю».

В показаниях речь идет о Зинаиде Толстой, супруге полковника Кавалергардского полка Петра Толстого, сестре известного русского поэта Сергея Бехтеева. Стихотворением этого поэта мы закончим рассказ об обретении «Державной».

Перед Твоей Державною иконой
Стою я, трепетом молитвенным объят,
И лик Твой царственный, увенчанный короной,
Влечет к себе мой умиленный взгляд.

В годину смут и трусости бесславной,
Измены, лжи, неверия и зла,
Ты нам явила образ твой державный,
Ты к нам пришла и кротко прорекла:

«Сама взяла Я скипетр и державу,
Сама Я их вручу опять царю,
Дам царству русскому величие и славу,
Всех окормлю, утешу, примирю».

Покайся ж Русь, злосчастная блудница,
Омой в слезах свой оскверненный стыд,
Твоя заступница, Небесная Царица,
Тебя и грешную жалеет и хранит.

1934 г.

Окончание в следующей статье.

Дорогие друзья! Примите участие в строительстве капитального здания Воскресной школы. Или вложите ваш кирпичик в строительство Дома Милосердия - первый в России проект такого масштаба социального, медицинского служения и просвещения, объединенного вокруг храма свт.Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело! 

Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!  

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Последние новости Дома милосердия



[1] Запись сообщения крестьянки Е.И. Андриановой о видении ей Богоматери, сделанная И.Д. Покровским. Март 1917 г. // Отечественные архивы. 2004, №1

[2] Михаил Бабкин. К вопросу об обретении иконы Божией Матери «Державная» // Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году. М., 2007

[3] Акафист Пресвятой Богородице явления ради чудотворныя Ея иконы Державныя в селе Коломенском, близ града Москвы 2 марта 1917 года. Джорданвилль. 1984.

[4] Сергей Фомин. К 90-летию со дня явления иконы Божией Матери «Державная» // «Русь Державная», 2007 год. http://www.rusderjavnaya.info/2007/p/p_0703002.htm

[5] Архиеп. Никон (Рклицкий). Жизнеописание блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Т. IV. Нью-Йорк. 1958.

[6] Архиеп. Антоний (Храповицкий). Чей должен быть Константинополь?// "Молитва русской души. М.: Сретенский монастырь. 2006.

[7] Проф. И.М. Андреев. Православная жизнь. Джорданвилль. 1951.

[8] Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск: Наука. 1991.

[9] Из протокола заседания Комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества об обследовании найденной иконы // Отечественные архивы. 2004, №1

[10] Сергей Фомин. К 90-летию со дня явления иконы Божией Матери «Державная» // «Русь Державная», 2007 год. http://www.rusderjavnaya.info/2007/p/p_0703002.htm

Новости

Статьи