Расписание богослужений Наши издания События Как помочь? Контакты
+7(812) 495 48 10 Секретарь храма
+7(812) 557 78 98 Дежурный храма

Главная   Статьи   Разговор со священником   Последний шанс

Разговор со священником

Последний шанс

Проповедь прот.Сергия Филимонова 7 мая 2023 г., неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Мч. Саввы Стратилата и с ним 70 воинов (272)

Сегодня, дорогие братья и сестры, мне хотелось бы поднять две темы. Одна связана со Святым Евангелием, которое вы слышали за литургией, вторая — с житием мч. Саввы Стратилата. Обе темы имеют непосредственное отношение к нашей с вами расслабленной христианской жизни.

История морально-нравственной и духовной деградации

Первое, о чем хотелось бы сказать через призму Святого Евангелия (Ин. 5, 1-15), это то, что Господь обладает безусловной любовью и помогает всем людям. Даже тем, которым по нашему человеческому разумению, казалось бы, и помогать-то не следовало, потому что они этого не достойны. Но недостойные нашей любви оказались достойными любви Божией. Господь, проявляя Свою безусловную любовь, старается прикоснуться к сердцу человека, чтобы человек проснулся, очнулся и из расслабленного состояния пришел в действенное.

Итак, по евангельской истории у человека, всю жизнь пребывающего в телесном расслаблении Господь обнаруживает грехи. «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже», — увещает Иисус Христос расслабленного. Так строго Господь мог сказать, скорее всего, человеку непорядочному и очень грешному. Посмотрим, что произошло до этих слов Спасителя. К получившему исцеление подходят иудеи и пытаются узнать Имя Человека, что исцелил его. Бывший расслабленный должен был знать, что по иудейскому закону (Исх. 31, 14–15) нельзя никаких дел делать в субботу; что иудеи могут убить всякого нарушившего это правило, потому что для них нет разницы между человеческим горем и буквой закона. Тем не менее, он оглядывается вокруг, ищет Иисуса среди народа и если бы увидел, то, может быть, предал тотчас. А Господь снова проявляет свою безусловную любовь: обнаруживает себя и обращается к бывшему расслабленному с наставлением. Но человек этот ничего не понял из своей жизни. Пошел и разом заложил Его. Казалось бы, кто толкал бывшего больного идти к иудеям и указывать на Иисуса Христа?

Мы знаем из Евангелия, что обычно Господь исцеленному велит идти в церковь ко священникам, чтобы рассказать им о чудесном событии и принести жертву за очищение от грехов. Но здесь мы этого не видим. Не в церковь он идет и не к священникам, не хвалу Богу воздает. А что же делает бывший расслабленный? Он говорит иудеям: «Вот такой-то меня исцелил». Двоякий смысл у этого поступка. С одной стороны, он себя выгораживает и защищает, чтобы у него не было неприятностей от законников — и какова вера этого человека? — а с другой стороны, всю ответственность за субботний труд возлагает на Иисуса Христа, обнародовав Его Имя.

Что же нам известно об этом человеке, о его поступках? Господь сказал ему: «Больше не греши!», а он идет и тут же предает. Предательство — это один из самых тяжелых грехов. Мы знаем от толкователей Библии, что если в Священном Писании человек не назван по имени, это значит, что Господь стер имя его из Книги Жизни. Имя расслабленного, лежащего у купальни Вифезда, было известно его современникам, а нам нет. То есть Господь не считает достойным, чтобы имя этого человека запечатлелось в истории. Такой нам намек, по крайней мере, на его малодушие. Поэтому то, что сказал ему Иисус Христос в храме, он не услышал.

Господь же наперед знал, что будет. Как знал то, что Иуда Его предаст, так знал и то, что этот расслабленный Его подставит. Тогда почему Господь исцеляет недостойного? Но он же валялся расслабленным, больным. Каждый из вас имел температуру и валялся в постели расслабленным. Вас Господь поднял с одра болезни и его поднял. Но вы-то поболели малое время ковидом или гриппом, а этот много лет болел. В чем дело?

А дело в безусловной любви Божией. По Своей абсолютной любви Господь хотел дать этому человеку шанс образумиться и повернуться к добру, покаяться, измениться. Даже Иуду до последнего момента он не лишал такого шанса; не раз тот мог одуматься и не идти на страшное преступление. Но ничего этого не произошло.

И в нашей жизни, дорогие братья и сестры, есть люди закоснелые, которых исправить совершенно невозможно. Они в такой степени закоснели в грехе, что даже эти слова Божии «иди и впредь не греши» (Ин. 8, 11) человека уже не трогают. Настолько он испортился, настолько изменился, деградировал духовно и нравственно, что практически не подлежит исцелению. Но только для Господа нет ни одной пропащей души. Мессия пришел к заблудшей овце, находящейся во тьме. Потому Он и расслабленному дает исцеление. Для чего? Чтобы тот изменился, оставил порочную жизнь и стал другим человеком. Но мы видим иное. Этот человек не воспользовался данным шансом для спасения и опустился еще ниже. А дальше страницы евангельской истории скрывают его судьбу. По некоторому преданию он был в числе лжесвидетелей на Иисуса Христа перед Синедрионом.

Поэтому не удивляйтесь, дорогие мои, когда увидите прежде люто страждущих людей и, по вашему мнению, недостойных помощи Божией, сегодня вполне здравыми и активными. Может быть, они неисправимы, но Господь дает им шанс на покаяние, и вы не в праве этот шанс оспаривать. Каждому человеку, низко опустившемуся, Господь дает шанс стать другим, покаяться и обратиться от мертвых дел. «Не хочу смерти грешника, — говорит Господь, — но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33, 11). Господь любит каждое Свое создание, а дело человека — решить, как воспользоваться Его милостью. Результат будет прямо пропорциональным сделанному выбору.

Христианином быть, а не слыть

Поговорим о Савве Стратилате, одном из славных римских воинов. «Стратилат» с греческого переводится как «воин». Слова «Стратос», «стратилатос» связаны с военщиной и русское «стратег» имеет греческие корни.

Память мч. Саввы Стратилата мы празднуем за днем памяти вмч. Георгия Победоносца. Оба мученика были воинами. В своей короткой жизни оба проявили все красоты души христианской, оба чудесным образом перенесли жестокие страдания и тем самым обратили к вере во Христа многих. И чтобы за тобой пошли люди в храмы, нужны не только слова, но и дела. Ты должен чего-то добиться в жизни. Я говорю не о высоком служебном посте и карьерной лестнице, а о другом. Георгий Победоносец уже в двадцать лет был тысяченачальником, в двадцать лет он руководил полком в тысячу человек. Нам сегодня такое трудно представить. Сан свой он заслужил храбростью и мужеством, благочестием и умом. Подобно ему, воевода Савва Стратилат имел крайнее уважение своих солдат за чистую и добродетельную жизнь. 70 из них уверовали во Христа, видя непоколебимое мужество своего военачальника во время мучений, и были тотчас усечены мечем.

О чем нам говорит житие этих славных воинов? Христианином нужно быть, а не казаться. В 90-е годы, когда Русская Церковь стала возрождаться, появилось так сказать внешнее псевдоправославие: неофиты ходили во всяком рванье, изображали из себя старушек ХIХ века, дервишей, блаженных. Сейчас, слава Богу, это выправляется. Люди считали, что могут компенсировать свои жизненные пробелы, подчеркну, компенсировать свои жизненные пробелы и неудачи тем, что они верующие, а вокруг них неверующие.

Давайте мы, христиане ХХI века, в себя всмотримся. Не думаем ли мы также иногда? Имея жизненные прорехи в семье, на работе, недостаток в образовании, сравнивая, мы себя успокаиваем: зато я — верующий, а он не ходит в церковь. Такая вот порочная позиция. Звание христианина не освобождает от культурного роста. Человек, исповедующий православие, не должен быть невеждой в жизни. Ему необходимо иметь современное образование и повышать культурный уровень: знать историю страны и родного города, работать над собой и своей речью, быть добросовестным тружеником и гражданином, — словом, стараться соответствовать званию христианина и в быту. Тогда Господь через него может сотворить чудо, обратить к Себе других людей.

К сожалению, современные христиане, регулярно ходящие в церковь, по большому счету ничем не отличаются от суетных мирян. А могут быть и хуже. Хуже работают, хуже учатся, хуже трудятся. Вот как такой человек может призвать ко Христу? Ты сперва нам покажи, что Христос живет в тебе, что ты лучше — смелее, милосердней чище — а мы тогда поверим, что, действительно, ты проповедуешь истинного Бога. Современные люди тоже не дураки: знакомы с православной историей, культурой России, заглядывают в книги Священного Писания. Поэтому о таком «худом» христианине говорят: «Да, не Савва Стратилат».

Самый важный труд — это труд над самим собой

70 воинов пошли за Саввой Стратилатом на плаху. А за вами 70 человек пойдет на плаху? Подумайте об этом. Хотите, чтобы действительно Христос через вас благовествовал людям? Будьте им примером в жизни трудовой, семейной, культурной. Не всегда так получается, поэтому Господь дает шанс и нам самим стать лучше. А если вы не будете трудиться над собой, тогда все проповеди, наставления, советы пастырей Церкви, примеры из житий святых останутся для вас пустым звоном. Труд над самим собой самый важный. Свои прорехи, недостатки не старайтесь внешне компенсировать показным христианством. У нерадивой христианки дома грязь и беспорядок, немытая посуда, голодный муж и неприсмотренные дети. А она — платочек надела и в церковь пошла. Такое поведение у окружающих людей вызовет только соблазн и нарекание. Поэтому всем вам советую брать пример с Саввы Стратилата: станьте людьми, прежде всего людьми по жизни. Явите пример своих добродетелей и положительных качеств: покажите, что вы по жизни крепкие, настоящие, нравственные люди, что вы христиане, — и люди пойдут за вами, и вы спасете много душ.

Дорогие мои! Задумайтесь над собой, проанализируйте себя и свою жизнь и сделайте соответствующие выводы. И пускай ваши выводы будут правильными. Аминь.

07.05.2023

Новости

Статьи