Кающийся грешник и мнимый праведник, или свинья да своя
Проповедь прот.Сергия Филимонова 12 февраля 2023 г., Неделя о блудном сыне
Тема сегодняшней проповеди — кающийся грешник и мнимый праведник или свинья — да своя.
Обычно при толковании притчи о блудном сыне мы говорим о личности отца как прообраза Отца Небесного или рассматриваем деяния блудного сына. Но сегодня мне хотелось бы больше внимания уделить другому сыну — старшему, казалось бы, более разумному и послушному.
Вдумайтесь, какое важное место Церковь уделяет этой притче о блудном сыне. Есть даже неделя о блудном сыне. Мы читаем в притче, что младший сын «расточи имение свое, живый блудно» (Лк. 15, 13). Речь идет не только о том, что он посещал дома терпимости. Смысл не в этом. В чем главном заключался его блуд? Младший сын нарушил устои семьи, отвернулся от отца, который учил его жить правильно. Он посчитал себя умнее всех. И его блудодеяние, в первую очередь, заключалось в том, что он растоптал, презрел семейные устои — устои праведности, целомудрия, понимания того, как человек должен правильно поступать и какими путями следует идти по жизни.
Каждый раз, когда кто-то из наших детей начинает идти темным путем, отказываясь от своей семьи, мы вопрошаем: «Как же так, воспитывали-воспитывали, а воспитали чудовище, какого-то монстра? Как мог такой человек вырасти в семье?» Мог. У кого трое, четверо детей и больше, те по своему опыту знают, что все дети разные, абсолютно непохожие друг на друга. Один стремится познать Царствие Небесное, а другой ищет, с кем бы уколоться или напиться в подворотне. Совершенно разное мировоззрение! Один хочет смотреть на Небо и молиться, а другой — побольше денег заработать и все плачется, что ему зарплата мала. Это очень типично для сегодняшней молодежи.
Вот и младший сын из притчи презрел семейные устои и стал жить блудно, то есть не так, как его учили, а как захотел сам. В Священном Писании под блудодеянием часто понимается житие не по заповедям Божиим. Когда Господь через пророков обвиняет Израиль в блудодеянии, Он, прежде всего, говорит о том, что народ молится другим богам, не соблюдая Его заветы, как не соблюл заветов отца этот младший сын.
В образе хозяина, который послал обнищавшего юношу пасти свиней, мы видим, конечно же, сатану и понимаем, что свиньи — это страсти, в корыте которых валялся этот сын, а его хозяин-дьявол внушал ему, мол, паси-лелей их дальше и сам пасись вместе со свиньями.
Но вот младший сын, «придя же в себя» (Лк. 15, 17), одумался и вернулся к отцу. Вместе с отцом мы радуемся, что правда восторжествовала, что сын наконец очнулся от своих страстей. Отец счастлив, ибо сын его «был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15, 32), воскрес душой, возвратился к той жизни, которой его учили в семье.
А другой сын? Вместо того, чтобы порадоваться, как отец, он «осердился» (Лк. 15, 28.) И вот здесь я бы хотел поговорить о том, что нужно различать понятия «правильность» и «праведность». Эти понятия в контексте Священного Писания разнятся друг от друга. Правильность — это когда у человека есть четкие моральные установки, где все по полочкам разложено и закреплено. Но праведность духовно превышает правильность. Вот святой Иосиф, обручившийся с Девой Марией, был не просто правильным, он был праведным. Святое Евангелие говорит: «Иосиф же муж ея, праведен сый и не хотя ея обличити, восхоте тай пустити ю» (Мф. 1, 19). Святой Иосиф поступил не по закону правильно, а по-Божьему праведно.
И отец в притче оказался праведным — он принял заблудшего младшего сына, хотя все наследство ему уже отдал. А вот старший разгневался. Если бы он был так же праведен, как отец, а не просто правилен, то принял бы родного брата. Получается, что, прожив рядом с отцом всю жизнь, старший сын ничего не понял, не сумел впитать истинную праведность. Он — мнимый праведник, то есть человек правильный, но не праведный. Он не ликует, что брат вернулся в лоно семьи, а гневается. Возмущается тем, что ему не додали: не дали перстня, не возвеличили, не выделили, как он сказал, «и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими» (Лк.15,29). Постыдные рассуждения, прямо скажем. Тебе бы радоваться, что брат дома, что отец утешен, а ты что делаешь?
К Богу, как говорилось и в Евангелии на предыдущую неделю о мытаре и фарисее, кающийся грешник ближе, чем мнимый праведник. Тот фарисей из притчи, кто он? Мнимый праведник, а внутри в него сплошная духовная грязь. А мытарь — человек истинно кающийся: «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» (Лк. 18, 13). И Господь все время красной нитью проводит через Евангелие мысль, что для Него кающийся грешник лучше, чем мнимый праведник, который в праведности своей сам себя убедил, но по сути таковым не является.
Если бы старший сын был праведен, он бы возрадовался вместе с отцом: «Отче, как я рад, что сын твой — и брат мой — вернулся и теперь он вместе с нами». Но этого нет.
Бойтесь, дорогие, мнимой праведности. Такой лощеной, глянцевой правильности. Бог ждет, чтобы мы понимали, кто мы есть на самом деле. А кто мы есть? Мы все блудные сыновья. Мы совершаем ошибки, отходим от Церкви, мы преступаем заповеди Божии и хотим жить не так, как велел Господь. Мы уходим из лона духовной семьи, отходим от Отца Небесного и становимся теми, кому следует каяться. Наша основная задача здесь, в Церкви, — это покаяние.
Я хотел бы поднять еще одну тему. Увы, так часто бывает в семьях, что братья и сестры не понимают друг друга. Приведу пример. К отцу Василию Ермакову ходил один прихожанин. Он был восьмым ребенком в семье, самым младшим. Когда он пришел в Церковь, вся семья от него отвернулась, с ним даже перестали общаться. Ему было очень тяжело это переносить. Причем мы говорим о человеке, который пришел к Богу. Но ведь часто бывает наоборот: семья хорошая, как в сегодняшнем Евангелии, а кто-то из детей, прямо скажем, моральный урод. И не просто блудный сын, а намного хуже и мерзостнее. Таковых ждет, конечно, страшная участь, но родители всегда примут таких детей, всегда пожалеют. Свинья, как говорится, да своя.
Вспомним церковную притчу, в которой Ангел Божий жаловался Пресвятой Богородице на монахов, что они не молятся, не постятся, даже пьянствуют, — ну просто настоящие свиньи. А Божия Матерь отвечала Ангелу: «Свиньи, я согласна. Да свиньи-то Мои». Свинья, да своя, понимаете? Своя свинья как-то ближе к сердцу.
Но вот не станет родителей, и братья и сестры могут не принять человека, который раньше унижал, оскорблял их, прожег свою жизнь бездарно, а теперь просится обратно в семью, иначе ему грозит одинокая старость. В такой ситуации братья и сестры, конечно, должны иметь большое мужество, чтобы не бросить блудного брата или сестру. Ведь у этих отошедших от семьи родных никого нет, все от них отвернулись. Они никому не нужны, кроме своих родителей, братьев и сестер. И большая награда будет от Господа тем, кто, может быть, даже несколько дистанцировавшись, не желая разрушить свою жизнь, свою семью, примет блудных родных и не даст им погибнуть: накормит, напоит, поможет, драную одежду зашьет, напомнит о совести. Важно, чтобы в этой ситуации братья и сестры не уподобились мнимому праведнику, о котором мы сегодня слышали в Евангелии, а оказались по-настоящему праведными братьями и сестрами и не отвергли своих заблуждающихся единокровных родственников, не вытолкали их взашей. Иначе эти заблудшие погибнут в свином корыте, сгинут под забором, сопьются, умрут в подвале. Они никому не нужны. Но они нужны Богу — и должны быть нужны своим родным.
Сегодня я предупреждаю вас, имеющие детей. В жизни может случится всякое, и мы должны это принять. Господь нередко налагает тяжелый крест на матерей и отцов, на праведно живущих братьев и сестер. Увещеваю вас: не увлекитесь своей праведностью. Помните, Господь в любой момент может сделать так, что вы сами поскользнетесь и упадете. Тогда вы поймете, как трудно иногда бывает другому человеку, который запутался в своих поступках и заблудился на дорогах жизни. Не каждый духовно зряч, не каждому дано рассуждение, не каждому Господь — по разным причинам — просвещает ум.
Подумайте над тем, что я сегодня сказал, посмотрите на свои семьи, посмотрите на себя и еще раз запомните — кающийся грешник ближе к Богу, чем мнимый праведник.
12.02.2023 г.
Неделя о блудном сыне
Варианты притчи «Свинья, да своя»
Рассказывают: два инока направлялись в свой монастырь. Они ходили по делам в город, а теперь возвращались, порядочно выпивши, навеселе. И проходя по узенькому мостику, свалились в речку, совсем было захлебнулись и погибали. Но в то время их игумену явилась Божия Матерь и, указав место, сказала: «Спеши спасать Моих свиней. Хоть свиньи, а Мои...».
Проповедь Архимандрита Тихона (Агрикова)
Расскажу вам один случай, который произошел в России. В одной из областей России рядом стояло два монастыря, а разделяла их железная дорога. Как‑то монахи из одного монастыря пошли на престольный праздник в соседний и там напились. Когда они пьяные возвращались обратно, то улеглись прямо на рельсы и уснули. Тогда Богородица явилась начальнику станции и сказала ему: «Моих поросят зарежет поезд». — «Что за чепуха, каких ещё поросят зарежет поезд?» — говорит он. Божия Матерь явилась ему во второй раз и снова повторила: «Моих поросят зарежет поезд». — «Да что за поросята?» — вопросил начальник станции. Он подумал, что, возможно, какое‑нибудь стадо свиней вышло на полотно. Пошёл проверить и увидел спящих монахов. Успел всё-таки их разбудить. А иначе проходящий поезд всех бы раздавил. Видите, Богородица, как добрая Мать, заботится даже и о Своих непослушных детях.
Прп. Паисий Святогорец. Слова. Том VI. О молитве.