Расписание богослужений Наши издания Как помочь? Контакты
+7(812) 495 48 10 Секретарь храма
+7(812) 557 78 98 Дежурный храма

Главная   Статьи   Разговор со священником   Не будьте дырявым ведром

Разговор со священником

Не будьте дырявым ведром

Проповедь прот.Сергия Филимонова 14 мая 2023 г., Неделя о самаряныне

Сегодня, дорогие братья и сестры, на литургии прозвучал один из любимых мною фрагментов Святого Евангелия от Иоанна — беседа Иисуса Христа с самарянкой о поклонении Богу в духе и истине. В ней есть одна уникальная особенность, на которую, зачастую, не обращают особого внимания, но именно на которой я бы хотел остановиться: как самарянка узнала в своем собеседнике не только пророка, но и Спасителя Христа. Это удивительно. Почему? Потому, что в отличии от нее старейшины народа Израильского, казалось бы, такие умные, достопочтенные, рассудительные, все из себя богословы и книжники, пришедшего долгожданного Мессию не узнали. На них исполнилось пророчество Спасителя об Иерусалиме: «разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19, 44). Господь плачет: «Горе тебе, Иерусалим!» (Иер. 13, 27), — потому что эти люди в силу своего духовного знания должны были увидеть на Нем воплощение пророчеств Писания и просветить весь народ, но этого не произошло. А ведь все пророчества о Мессии были очень точно исполнены, и только ослепленный злобой и ожесточенный человек не способен был этого понять просто потому, что не хотел ничего ни видеть, ни слышать, ни разуметь.

Это показывает, что теоретическое духовное знание не спасает человека. Человек может знать практически наизусть Священное Писание, и при этом оставаться агностиком, то есть не верующим в Бога, не принимающим Его. Я таких людей встречал, и для сегодняшнего времени это довольно характерно: люди знают о Боге, но Бога не знают. Знать о Боге — это как беседовать о каком-то человеке, рассуждая да умничая отвлеченно. А вот знать Бога, как знать человека близко — понимать, чем он дышит, что он думает и как чувствует. Повторю, знать о Боге и знать Бога – это разница огромная.

Господь в беседе с самарянкой открывает тайны ее жизни, что она грешница и живет, в сущности, блудно. У нее были, судя по всему, четыре   мужа, женой которых она была по закону левирата до их смерти. И потом она уже не рискнула выходить замуж, но сожительствовала. И при этом самарянка имела глубокие духовные мысли и вопросы, ведь больше всего она воодушевилась, когда Христос начал с ней говорить на духовном языке. Самаряне тоже знали Бога, но чтили Его по-своему. Иудеи же чуждались самарян. Они были для них презренным народом, который отошел от единого истинного Бога. Но Христос спокойно разговаривает с женщиной, зная и ее грешную жизнь и что она самарянка, а это показывает нам, что для Господа не существует презренного человека. Недаром в Святом Евангелии Господь ставит порой в пример именно самарян. Вспомните притчу о милосердном самарянине, когда иудеи прошли мимо, а самарянин помог израненному разбойниками путнику (Лк.10, 30-37).  Или, когда десять человек, исцеленных Господом от проказы, ушли, а поблагодарить вернулся лишь один, и тот был самарянин (Лк.17, 11–19).

И мы должны понять, что Господь каждым таким примером указывает нам и учит, что нельзя считать других людей пропащими, если даже по своему слабому разумению мы думаем, что они чудовищные грешники. Ибо нет для Господа пропащих людей. Пока человек не умер, за него можно молиться, и Господь может его восставить и очистить в последнюю минуту его жизни. «Не хочу смерти грешника, но чтобы он обратился и жив был» (Иез. 33, 11) — так говорит Господь, и мы должны услышать Господа.  Бывает, что люди, ходящие в церковь, презирают людей не верующих, относятся к ним пренебрежительно. Это очень недоброе, нехорошее качество. Иногда христианина друзья, коллеги или знакомые приглашают на день рождения, на свадьбу или какое-то еще торжество. Приходит туда верующий человек, а там собрались, как описано в Евангелии, мытари и грешники. Сидят, едят, пьют. и всякими разговорами себя утешают. Но случайно они узнают, что среди них верующий. Кто-то начинает этого человека подкалывать, чтобы обидеть, а другие начинают задавать вопросы о вере. И здесь очень важно, дорогие братья и сестры, как раз вспомнить о беседе Христа о самарянкой, а именно, что нельзя судить поверхностно о людях из-за того, что они далеки от Бога и Церкви. Среди них могут оказаться очень глубокие духовно люди. Сегодня они здесь на застолье, а завтра будут в церкви молиться и еще превзойдут многих в своем духовном восхождении.

Обратите внимание, что самарянка как раз не суетится попусту вокруг Спасителя, как некоторые наши христианки-женщины, что любят хлопотать: тарелочка, кружечка, ложечка, вилочка. Сразу вспоминаются слова Спасителя: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть» (Лк. 10, 42). Самарянка не задается мирскими вопросами.  Напротив, после того как она поняла Кто с ней беседует, перед нами предстает   не просто самарянка, которая за четырьмя мужьями была, а женщина, почитающая Господа, знающая Священное Писание. Посмотрите на вопросы, которые она задает, они отнюдь не мирские: чем накормить, да как напоить. Она начинает задавать Христу духовные вопросы про самарян, где правильно поклоняться Господу. Она слушает слова Христа о духе и истине и вступает в духовный разговор.

 А мы знаем, что в духовной жизни нет случайностей. Случайность — это понятие, которым пользуются люди неверующие, думающие, что ой, как повезло – премию большую выплатили, или раз — и неожиданно плохое стечение обстоятельств. Это потребительское отношение к жизни у людей далеких от веры. Для верующего человека нет случайностей. Бог все предусматривает, все предвидит. Так могла ли быть неожиданной эта встреча с самарянкой? Господь, мол, просто захотел попить и непреднамеренно встретил некую женщину? Нет, конечно. Христос встречу эту предузнал, Он пришел для спасения души самарянки, а через нее, как Он предвидел, спасутся многие, кто живет в селении вместе с ней. О том, что встреча не случайна, свидетельствует сам разговор. Саамарянку не интересуют мирские вещи –дом, муж, богатство, – ее волнует, как правильно молиться: «Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме» (Ин. 4, 20). И Господь ей начинает открывать тайны Царствия Божия и говорит слова, суть которых раскрывается благодатным действием силы Божией, и   которые необходимы верующим и по сей день, что «настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине…» (Ин. 4, 23).

После состоялся разговор и односельчанами самарянки об их спасении. Они веруют в Христа и хотят удержать Его. И это презренный народ, от которого по мнению иудеев надо держаться подальше?

Вот для нас насущный урок: нельзя поверхностно судить об окружающих людях. Вы не знаете, какие крупицы Божественного благодати могут находиться в их душах и сердцах. Нельзя никого так просто отвергнуть: мол, ты неисправимый алкоголик, или наркоман, или ты такая-сякая, у тебя было десять мужей, сорок абортов. Повторю, нет для Бога презренного человека: «Не хочу смерти грешника, но, чтобы обратился и жив был» (Иез. 33, 11).

И хотя по Типикону сегодня мы не празднуем день мученицы Фотины-самарянки, но Святая Церковь и в этот воскресный день чтит ее память. Напоминаю, что в нашем храме находится частица ее мощей.

Господь ведал, что эта беседа закончится для самарянки исповедованием Его как Христа Спасителя, а впоследствии — мученической кончиной ради Него, ради Евангелия и ради Царствия Божия. Вот так Господь зрит и понимает сердце человека.

Нас эта глубокая духовная беседа научает многому, но сегодня скажу лишь о двух уроках. Первый — нельзя человека судить поверхностно. Судить может только Сам Бог — Сердцеведец, знающий тайны сердца человеческого, его возможности. Мы можем анализировать поступки, но не судить.

И второй вывод. Увы, очень часто беседы между современными христианами и разговоры с батюшкой, если удается с ним поговорить за столом на трапезе или после освящения квартиры, часто заканчиваются совсем недуховными вопросами, особенно у женщин. Иной раз даже расстраиваешься и думаешь: «Ну как же так? Ведь ты христианка, ходишь в храм Божий, но вместо того, чтобы узнать тайны Царствия Божия у священника, который рядом с тобой и может ответить на духовные вопросы, что-то разъяснить, о чем-то помолиться, ты с ним ведешь разговоры о снеди и тарелках, или о квартире, даче и обо всем таком же. Да, человеческие разговоры необходимы, но, когда разговариваешь со священнослужителем, с которым нечасто можешь поговорить и через которого тебя Господь благословляет, ведь священник есть образ Христа, надо все-таки вспомнить о Его словах, обращенных к суетящейся Марфе, и о глубокой беседе Его и самарянки, и осознать, что на первом месте должны быть вопросы духовные.

Не будьте как дырявое ведро, когда общаетесь со священниками.  Священник бы рад наполнить вас чем-то полезным, но он и рта не откроет, когда идет разговор пустопорожний и поверхностный. Увы, вместо духовного приобретения, только потеря. Господь через священника мог напитать вашу душу, но пустые разговоры этого не позволили.

Мне хотелось, чтобы вы запоминали и ценили время, когда встречаетесь с духовными людьми: с монахами, священниками, со своими духовниками. Увы, но часто женщины превращают разговоры с духовниками в пустую, бабскую болтовню. Заметьте, я не сказал женскую христианскую, а именно что бабскую. Вспоминаю табличку на дверях кельи   подвижника благочестия двадцатого века Псково-Печерского монастыря схиигумена Саввы Остапенко, на которой было написано, что духовник не для болтовни, духовник для спасения.

Поэтому я желаю, чтобы вы были благоразумными христианками именно по внутреннему духовному состоянию, такими, какой стала самарянка Фотиния, чтобы вас прежде всего интересовали вопросы духовные, вопросы спасения. И пусть Господь вас в этом благословит.

14 мая 2023 

Неделя о самаряныне

Новости

Статьи