Господь - Владыка жизни и смерти
Проповедь прот.Сергия Филимонова в Троицкую родительскую субботу 11 июня 2022 г.
Известная фраза из Книги Екклесиаста — одной из книг Ветхого Завета — гласит: “Время разбрасывать камни, и время собирать камни” (Еккл. 3:5). Всё в жизни происходит не случайно, все подчинено Божественному промыслу и человек не в силах его изменить. Всему свое время и свой черед. Время строить и время разрушать, время жить и время умирать. У каждого человека свой срок жизни, каждый умрет в свое время, и здесь неуместны наши возмущение и причитания. Конечно, смерть приносит горе, но не мы владеем жизнью и смертью в этом мире. Владыкой жизни и смерти является Господь. И жизнь, и смерть в Его власти.
Сегодня молодые ребята 18-20-ти лет погибают в братоубийственной войне на Донбассе. Их хоронят совсем юными. Пришло их время умирать. А кто-то в 60 или 70 лет живет себе и живет. Иные и до ста лет доживают. Этим распоряжается Господь. Чье-то долголетие служит положительным примером, а кому-то оно дано в назидание. Известен случай из жития Иоасафа Белгородского. Будучи молодым епископом, он объезжал Белгородскую епархию и, встретив 104-летнего священнослужителя, был очень удивлен столь преклонным возрастом священника. Ведь для священника это необычно, неестественно. Чаще бывает, что священники, вымаливая своих духовных чад, под грузом их грехов умирают довольно рано. 60-70лет — и ушел из жизни. Все мои духовные отцы ушли из жизни в возрасте 65 лет. Они несли очень большую нагрузку. А во времена святителя Иоасафа срок жизни был гораздо меньше, и было просто поразительно, что священник дожил до такой глубокой старости. Молодой епископ стал расспрашивать старца и оказалось, что однажды тот нарушил церковные канонические правила. При этом ему явился Ангел Божий, запрещая совершать вторую литургию в тот день, когда это не положено по уставу. Он предупредил, что это будет грубым нарушением церковных канонов, смертный грех, который навлечет проклятие на ослушника. Священник же в сердцах сказал: «Да будь ты сам проклят!». То есть он проклял Ангела-Хранителя храма и не мог умереть, прожив до ста четырех лет. Только после того, как он сознался в содеянном святителю Иоасафу, и тот принял у него покаяние, он очень скоро умер. Вот так иногда долголетие бывает человеку в назидание. Человек не может умереть, пока его не простят, пока он не простит. Господь продлевает годы жизни.
А сейчас молодые ребята уходят из жизни. Бывает, умирают младенцы. У каждого человека есть свое время жить и свое время умирать. И мы с вами над этим не властны. Каждый человек уходит из этого мира тогда, когда ему суждено.
Вот сегодня в апостольском чтении за литургией был рассказ о том, как апостол Павел сидел среди языческого племени у костра. Он только-только спасся из кораблекрушения, в котором многие погибли. Сидел, грелся у костра, и вдруг ядовитая змея заползла ему на руку. Интересно, конечно, рассуждение язычников того времени. Они размышляют о вышнем, о Боге и Его промысле. Сегодняшние язычники вряд ли даже задумались бы об этом. Заметив смертельную угрозу, они говорят между собой: «Надо же, наверное, Бог прогневался на него». Человек только что спасся из воды для того, чтобы погибнуть от укуса змеи. Но мы с вами знаем, что кому суждено утонуть, тот не сгорит, а кому суждено сгореть, тот не утонет. У каждого человека в конце жизни своя смерть. У кого-то ужасная, у кого-то лютая, у кого-то спокойная, у кого-то блаженная. Все по-разному умирают. Все хотят умереть блаженно, но бывает по-разному. Змея висела на руке у апостола, пока он не снял ее и не отбросил в сторону. Люди были поражены: надо же, этого человека даже ядовитые змеи не касаются! После такого удивительного события многие язычники приняли крещение от апостола Павла. Ему еще не суждено было умереть и благодать Божия хранила его. Если мы с вами люди верующие, признаем бытие Божие, на Бога уповаем, Богу доверяем, мы должны понимать, что благодать Божия хранит человека до того момента, пока Господь не определит: все, пришел его смертный час. Он отнимает благодать, приходит смерть и забирает человека.
Блаженна смерть воинов, которые умирают сейчас, полагая душу свою за люди своя. Нет блаженнее такой смерти. Для родных это, конечно, страшное горе. Их молодые жены, которые в 23 года, в 25 лет, остались с маленькими детками. Они уже вдовы, а дети — сироты. Но Господь их не оставит. Господь «сира и вдову приимет, и путь грешных погубит» (Пс.145:9) — говорит нам псалмопевец. А для этих воинов пришло их время. Они для того родились, чтобы душу свою положить за нас с вами, за други своя. Это их миссия в жизни, хоть им всего 20 или 25 лет. Жалко? Безусловно, жалко. Горе? Безусловно, горе. Трагедия? Безусловно, трагедия. Но так Богом определено. Время жить и время умирать. Время строить и время разрушать. И мы с вами ничего с этим сделать не можем. Ничего нового в этой жизни не происходит. Как раньше, так и сейчас. Нам нужно только доверять Богу и не роптать на Него. И быть очень осторожными.
В одном церковном Патерике есть рассказ о двух друзьях святой жизни. Хочу подчеркнуть — святой жизни. Это важно, потому что чем больше люди стремятся к святости, чем они хотят быть ближе к Богу, тем большую меру ответственности за свои слова и поступки они несут. Человек, который уже 20-30 лет в храме, учился в церковной школе и на богословских курсах, несет перед Богом бОльшую ответственность за свою жизнь. Церковный Патерик говорит: схимонаха Иоанна Постника совершенно неожиданно приговаривают к смертной казни. Он пребывает в великой горечи, в печали. Возраст еще молодой. К нему приходит его друг, человек святой жизни, и он, сетуя, вопрошает: «Как же так? Я ведь всю жизнь старался к святости тянуться, добрые дела делать, никого не обижал. Почему же Господь попускает мне гибель?». А его другу Бог открыл причину, и он говорит: «Помнишь, к тебе пришел нищий, а ты его обругал, прогнал и не подал ему милостыни. За это Господь попустил тебе бедствие». Тогда несчастный покаялся, казнь отменили, и он остался жив. Но Богом было открыто, что с ним должно было произойти. Представляете, человек всю жизнь старался жить свято, и вдруг нищему милостыню не подал, рассердился, осудил — и все.
С территорий, где идут военные действия, было сообщение: семья находилась во дворе, снайперский выстрел убил мужа. Жена с дочкой живы. Почему его выбрала пуля, а не их? Что за этим стояло? Мысли снайпера? Нет, за этим стоял какой-то Промысел Божий.
Мы же с вами ни о чем не думаем, когда ругаем власти, ропщем на Бога или совершаем грех. Мы же не думаем, что прилетит пуля нам в лоб или случится с нами беда. Мы не думаем об этом. Думаем: с нами это не случится. Ничего страшного, что я обзываюсь, осуждаю соседей и ругаюсь. Ничего страшного, это же такие безобидные вещи. Но вот Патерики нам показывают, что не безобидные. Кто-то кого-то обругал, обманул, и ему пуля в лоб прилетела. Время пришло такое. Нам с вами надо стараться быть очень внимательными к тем грехам, которые мы совершаем, и не говорить внутри себя, как некоторые говорят: «Мне все сойдет с рук, я проскочу. Я же в храм хожу, исповедуюсь и причащаюсь». А кто тебе сказал, что ты проскочишь? Кто тебе дал гарантии? Откуда у тебя такие мысли? Ты уже за Бога все решил? Ты говоришь: «Проскочу». А Бог говорит: «Не проскочишь, ты нарушаешь закон. Я тебе все дал, всему научил. С тебя особый спрос. Ты все знаешь: и Священное Писание, и Евангелие, и молитвы. Не успеешь покаяться, не проскочишь». У Бога бывают разные степени прещения, вплоть до смерти. Казалось бы, несправедливость — человек жил святой жизнью, и вдруг ему выносят неправедный приговор. Какая несправедливость. Несправедливо, что молодые люди гибнут. Однако, не нам с вами об этом рассуждать. Есть Промысел Божий. Время жить и время умирать. У каждого из нас будет свой путь смерти, у каждого будет свое время. Просто надо стараться всегда быть к этому готовым. А чтобы умереть в благоугождении Богу, надо очень внимательно следить за собой, за соблюдением заповедей Божиих и понимать, что чем больше ты находишься в храме Божием и стараешься духовно возрастать, тем больше на тебе ответственность. За каждую мысль, за каждое слово, за каждый поступок.
Это не так, как в католической традиции, где существует индульгенция. Она похожа на надбавку к зарплате по выслуге лет. Человек отработал много лет и ему добавляют процент к зарплате. У индульгенции тот же принцип: я уже 30 лет в храме, за выслугу лет мне полагается снисхождение — если я три раза ошибусь, мне за эти три раза ничего не будет. Понимаете, до какого абсурда можно дойти. Нам с вами важно понять одно — чем дальше, тем больше ответственности и тем более внимательным надо быть к своему внутреннему состоянию и духовной жизни. Вот тогда кончина будет непостыдная, мирная, христианская, которую мы испрашиваем у Бога и которую дай нам Бог получить. Аминь.
11 июня 2022 г.
Троицкая родительская суббота