Расписание богослужений Наши издания Как помочь? Контакты
+7(812) 495 48 10 Секретарь храма
+7(812) 557 78 98 Дежурный храма

Главная   Статьи   Разговор со священником   Дух Радонежских святых

Разговор со священником

Дух Радонежских святых

Проповедь прот. Сергия Филимонова от 19.07.2020 г., Собор Радонежских святых

Сегодня наша Церковь празднует память Радонежских святых — целый сонм святых, возглавляемый прп. Сергием. Прп. Сергий, Радонежский чудотворец, основал самый известный в мире монастырь, стал игуменом для всей Руси, имел много учеников. Некоторые из учеников пошли его путем и создали немало монастырей в землях московских, в северных краях, на Вологодчине, стали духовниками для монашествующих и мирян. Последователи преподобного не связаны географическим положением, некоторые из них не в самой Троице-Сергиевой лавре подвизались и не имели собеседований с игуменом обители, передачи духовного опыта от лица к лицу. С прп. Сергием связывает их родство по духу. Поэтому, мне сегодня хотелось немножко уклониться от обсуждения Радонежских святых того времени, а остановиться на памяти двух людей, достаточно значимых для наших дней. Это единые по духу с прп. Сергием архим. Кирилл Павлов и прот. Валентин Мордасов.

 

Проповедник и духовный писатель, пастырь псковских приходов прот. Валентин Мордасов последние годы служил в церкви св. вмч. Георгия Победоносца на погосте деревни Камно, где очень часто принимал наших прихожан и отвечал им на вопросы. Тридцать лет он не брал отпуска, священнодействовал как настоящий монах. Его близкие духовные чада свидетельствуют нам о том, что батюшка вместе с матушкой постригся, более 15 лет был в схиме и совершал седмеричный круг богослужения за закрытыми дверями храма — по-монашески.

Духовник Троице-Сергиевой лавры, «всероссийский духовник» архим. Кирилл Павлов — один из самых почитаемых старцев Русской Православной Церкви. За духовным советом и молитвой к нему приезжали люди со всего мира, и он не отказывал никому в приёме. Он автор многочисленных проповедей и поучений, писем священникам, духовным чадам и мирянам. В издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры вышла книга о батюшке «Мы все были у него в сердце. Воспоминания об архимандрите Кирилле (Павлове)», где рассказывается о его духовной школе. Вы получите большую духовную пользу от чтения этой книги.

Оба старца подвизались в разных местах, но были едины по духу. Какое качество их объединяло и насколько оно важно для нас? Оба имели свойство не говорить от себя, а говорить от Священного Писания, святых отцов. Эта черта крайне важна для нас с вами, и особенно для неофитов, явственно желающих высказывать собственные взгляды и понятия. Однако наши представления могут быть неправильными, поэтому свои мысли, душевные движения и найденные решения мы должны сверять со Святым Евангелием и святоотеческим учением.

Посмотрите, что говорят святые отцы о духовниках. Они говорят, что если ваш священнослужитель, ваш духовник дает совет, не согласный со Святым Евангелием и святоотеческим учением, то бегите от такого духовника. Видите, как строго! Это значит, что ваш духовник духовно заболел и куда-то уклонился. И свт. Игнатий Брянчанинов при выборе духовника рекомендует прежде всего рассудить, не советует ли тот чего-либо противного Евангелию, поскольку дух прельщения может распространяться и на духовника и на священнослужителя. Но что далеко ходить, достаточно вспомнить из послания св. ап. Павла к Галатам: «Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1, 8). Поэтому Евангелие должно войти в плоть и кровь нашу, и по духу мы должны быть евангельскими людьми. Однако жить по Святому Евангелию достаточно сложно в современном мире, поскольку все живут совершенно по другим канонам. Но вы не смотрите на всех, вы идите своим спасительным путем.

Наши современные святые — что о. Наум, что о. Кирилл, — практически пол-России окормляли. Эти праведники получили преемственность от Глинских старцев, которые подвизались в Грузии; потом часть от них ушла в Псково-Печерский монастырь. Вот такой рассадник старчества. Они давали советы очень многим: мирянам, священнослужителям, людям монашеского звания. По их молитвам разрешались вопросы и совершались богоугодные дела, было построено много храмов. Так, по совету архим. Наума был построен храм в Кронштадте.

Учитесь у святых отвечеть не от себя, а от Священного Писания

Отвечая на ваши вопросы, нам, священнослужителям, очень важно к своему мнению примешивать откровение Господне. Не мы сами, а Господь через нас творит. И вы вопрошаете не нас — плоть и кровь, — а через духовников и священнослужителей вопрошаете Бога о Его воле касательно ваших затруднений. Вы спрашиваете, а мы отвечаем так, как Он прояснил. Но все же часто вы ищите воли человеческой, от того многие дела у вас идут шиворот-навыворот да кувырком. Человеку вопросы задаете и не обращаетесь одномоментно к Богу. Мы постоянно говорим, что перед тем, как подойти к священнослужителю — духовнику или не духовнику, надо из глубины сердца помолиться Богу. «Из глубины воззвах…» — говорит псалмопевец Давид (Пс. 129). Он учит нас, как надо молиться: «…воззвах к Тебе, Господи…» — откуда? — из глубины сердца, из глубины души. Вот так надо молиться. И не час и не два, а достаточно одного воздыхания. А Господь уже примет вашу молитву и даст ответ по Своей воле. Только надо быть очень чутким, чтобы Его услышать.

Еще достаточно часто бывает так, что мы задаем вопрос, на который уже имеем готовое решение, и хотим, чтобы в устах священника прозвучала воля наша. Смотрим, совпадут ли пазлы или нет? Скажет нам священник то, что нам нравится, или то, что нам не нравится? Если ответ будет ожидаемым, мы его примем, а если нет, то еще подумаем, следовать совету или нет; может, стоит поискать старца получше или священнослужителя поумнее, а то еще какого-нибудь ученого богослова. Иначе говоря, к вопросу примешиваем свое решение. Чтобы этого не было, перед обращением к священнику надо помолиться Богу, положиться на волю Его и затем внимательно прислушаться к тому, что Господь ответит вам через духовника.

Отец Валентин Мордасов и отец Кирилл Павлов старались всегда отвечать от Священного Писания. А что, они были людьми глупыми? Или неопытными? Жизнеописания повествуют о них, как о подвижниках мудрых, искушенных. Мне удалось общаться с о. Валентином, и неоднократно, а еще с о. Наумом Байбородиным, старцем Троице-Сергиевой лавры. Им было что сказать из своего личного опыта, но они старались делать иначе.

Однажды в Троице-Сергиевой лавре я встал в очередь к о. Науму в 5 утра, а оказался у него только в час дня. К старцу шли все, кому не лень и с какими попало вопросами. Люди же, которые серьезно нуждались в совете, так и не смогли в тот день поговорить с батюшкой. Однако, на все Промысел Божий. Когда я зашел в келлию, о. Наум мне отгрузил, можно сказать, два мешка книг, так называемую «азбуку христианскую». Среди них были две толстенные книги, испещренные толкованиями святых отцов. Сейчас они хранятся здесь в храме, в моей личной библиотеке. Это подборки из греческих святых и современных подвижников, которые составили ученики старца. На сегодня я прочел лишь двадцатую часть из них. В келии о. Наума книги не пылились на полках. Он одаривал ими священнослужителей и мирян, серьезно подвизающихся на духовном поприще. Поэтому не только я, но и другие выходили от батюшки с вспотевшим лбом, переполненные впечатлениями, неся на себе мешки с книгами.

В беседах о. Наум также ссылался на Святое Писание, цитировал святых отцов. Говорил: вот здесь написано то-то и то-то, а здесь написано так-то и так-то; в этом монастыре надо обратить внимание на то и то, а в том монастыре надо делать так и так. У нас была однократная встреча, к которой я подготовил конкретные вопросы, касающиеся молитвы. Я получил на них ответ и сверх того наставления по желанию и прозрению о. Наума. Получил также некоторое задание — «домашнее», если можно так сказать; и после этого не приезжал к батюшке более 12 лет, так как выполнить домашнее задание не смог. Думал: «Ну что я поеду? Надо хотя бы что-то сделать, чтобы хотя бы что-то получилось». Делал, и ничего не получалось. Вы же знаете, что очень сложно выполнить что-либо по благословению. Здесь уже нет своей воли — ты свою волю отсек; здесь уже должен действовать Господь. Так вот я и не доехал до батюшки. Отец Наум умер, и теперь мы за богослужениями поминаем его.

У о. Валентина в храме книгами были забиты придел и алтарь. Старец был человеком прозорливым. Я знал, с какими вопросами приезжали к нему некоторые люди, и иногда наблюдал за ними. Только человек откроет рот, как о. Валентин уже несет книгу из алтаря с исчерпывающим ответом. Не успеет другой рот открыть, как тоже получит книгу, дающую подробные разъяснения на волнующий его вопрос. Батюшка и сам был автором более 30 духовных книг, которые под псевдонимом выпускались в девяностых и начале двухтысячных годов по всей территории Русской Церкви. В сборники входили цитаты из Священного Писания и святоотеческих творений, а также советы о. Валентина на основе личного духовного опыта на тот или иной случай. Но в то время почти никто не знал об истинном составителе этих книг.

Отец Валентин любил каждому прихожанину во время елеопомазания открывать изречения духоносных старцев. Такое выборочное цитирование не было гаданием. Это был момент глубокого раздумья, и надо было понять, что сказанное отцом Валентином относится не только к тебе. Также с вопрошающими поступал и о. Адриан, старец Псково-Печерской обители. Он брал, например, Псалтырь и, помолившись, отвечал словами псалмов — отвечал не от себя, а от Господа. К выборочному чтению цитат прибегали многие угодники Божии. Например, прмц. Елисавета, великая княгиня, имела карточки с изречениями из Священного Писания или святых отцов. Одна из цитат становилась для нее руководством на весь день. Мы также можем ежедневно руководствоваться выбранной цитатой из Евангелия. Она будет плодоносить в течение всего дня, освящать нашу душу, а мы будем служить упомянутой в ней добродетели.

Мы охотно делимся своими мыслями, но мысли наши часто бывают неправильными. Чтобы не совершить ошибку, надо прежде сверить их со Святым Евангелием и изречением святых отцов. Вот почему читать нужно не только жития святых, но и поучения, оставленные ими в книгах, письмах, проповедях. Некоторые святоотеческие творения читать очень трудно, даже переведенные на наш язык. У современных людей совсем другой сленг, совершенно другой мысленный поток. Мы иначе воспринимаем значение слов. Но есть труды отцов нашего времени. Поучения старца Паисия Святогорца имеют глубокий смысл, а воспринимаются очень легко, речь его течет как ручеек. Практически — это святоотеческое учение, переложенное старцем на простой и легкий для восприятия язык. Еще бы! Наш современник — и нам все ясно и понятно. Старец всегда старался говорить доступно для понимания людей и, как Господь наш Иисус Христос, использовал образы и сравнения из повседневной жизни. Ну как разъяснить крестьянам, что такое Царство Небесное? А Господь уподобляет его «горушному» зерну. Земледельцы знакомы с этой культурой и им понятно такое сопоставление. Впоследствии труды прп. Паисия Святогорца были переведены на русский язык.

А вот при переводе Святого Евангелия на язык одного африканского племени произошли трудности. Как сделать доступным для понимания африканца стих из 1 главы Исаии: «Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю»? Ведь туземцы проживали в центре Африки и никогда в своей жизни не видели снега. Тогда переводчики употребили знакомое для них сравнение: «Если Господь тебе простит, то грехи твои будут как мякоть кокосового ореха». Африканцам это понятно. А вот как звучит на церковно-славянском стих из 1 главы Евангелия от Иоанна: «той есть грядый по мне, иже предо мною бысть, емуже несмь аз достоин, да отрешу ремень сапогу его». Но какой сапог? Господь ни в кожаных, ни в кирзовых сапогах не ходил, Он ходил в сандалиях. Сандалии в то время не носили на Руси, и мало кто их видел. Вот так происходила адаптация библейских текстов для христиан разных стран.

Советую и вам учиться у старца Паисия использовать этот святоотеческий прием — говорить не от себя, а, вознеся молитву Господу, приводить примеры из Священного Писания и творений святых отцов, разбавляя их образами современной жизни. Поступая так, вы не проявляете свою гордыню, не надмеваетесь своим умом. Вы смиряетесь перед величием и красотой Божией, Его Откровением; опять-таки же говорите не от себя лично, а от того богатого опыта, от того Духа Божия, Который действует в Церкви Христовой и в вас самих. Пользу от такой беседы получит не только ваш собеседник, но, уверяю вас, и вы сами. Вы удивитесь, что в этот момент Господь будет вас учить, как и что сказать, какие употребить образы; вы будете назидаться благодатными словами и черпать из этого удивительного источника.

Архим. Кирилл Павлов, прот. Валентин Мордасов, прп. Паисий Святогорец, архим. Наум Байбородин, архим. Адриан Кирсанов — все эти старцы по духу Радонежские, потому что как и поминаемые ныне иноки Свято-Сергиевой обители были особенно заквашены на святоотеческом учении. Вот и мы должны учиться им по духу. Не бесконечными паломничествами в лавру, а по примеру лаврских наставников внимательным чтением Священного Писания, изучением творений святых отцов и применением их на практике. Только одна зубрежка цитат в этом не поможет. Надо впитывать в себя тексты Священного Писания, мысли и чувства угодников Божиих. Когда ты впитываешь, твое сердце начинает говорить глаголами Писания и святоотеческого учения, потому что тебе это стало близко. А что близко и запомнил, то уже идет из глубины твоего сердца. Это не просто, этому надо учиться; над этим надо поработать и потрудиться. Само собой ничего не возьмется. И прежде всего надо научиться смирению, чтобы в вас говорил Господь, а не вы сами — ваши ум, надменность и гордыня.

Вот и возьмите в пример современных угодников Божиих, которые говорили не от себя, а от Духа Божия. Мы благодарим их за то, что они понесли на себе и передали нам этот Божественный дух руководства на духовную жизнь на основе Священных Писаний и святоотеческого опыта.

Сегодня память прот. Валентина Мордасова, он умер именно в этот день. И всех Радонежских святых мы поминаем сегодня с великой благодарностью. Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!

Новости

Статьи