Расписание богослужений Наши издания Как помочь? Контакты
+7(812) 495 48 10 Секретарь храма
+7(812) 557 78 98 Дежурный храма

Главная   Статьи   Разговор со священником   В молитве к преподобному Сергию о спасении души в суетном мире

Разговор со священником

В молитве к преподобному Сергию о спасении души в суетном мире

Проповедь прот.Сергия Филимонова 8 октября 2020 г., Память преподобного Сергия Радонежского

Дорогие братья и сестры, в акафисте преподобному Сергию, игумену Радонежскому, мы с удивлением обнаружим, что там нет никаких слов о покаянии. Мы говорили о том, что покаяние составляет основу нашей жизни и без покаяния невозможно спастись. В акафисте я тщательно искал где же все-таки проскочит слово о покаянии. Не проявилось. Почему? Ответ для себя я нашел в десятом икосе акафиста преподобному Сергию, где читаем, что он умертвил страсти прежде, чем они начали действовать в нем. «Радуйся, умертвивый оную прежде, нежели она жива страстем бяше». Дальше идет перечисление страстей: руки против грабления и творения злая; гортань против принимания сластей и т.д. И весь икос практически перечисляет основные страсти, которые завладевают человеком. Житие преподобного говорит нам, что, будучи молодым человеком, он уже получил благодать Святого Духа, такую мудрость Христову, что почувствовал суетность этого мира.

Я встречал таких детей, которые в этом возрасте и даже младше ощущают, что все суетно, но это дается им не просто так, а свыше. Если же взять современного молодого человека, то он прежде всего стремится в социальные сети, как-то себя значимо поставить в школе, в колледже, в институте.

 У преподобного Сергия не было такого желания. Акафист говорит нам, что он искал Христа всю свою жизнь. Став опытным монахом, единственного, кого он искал в этой жизни – Иисуса Христа. «Радуйся, во вся дни живота своего Его искавый и в Нем намерение полагавый» (Икос 9). И это ответ на вопрос: почему он остался вне этого поля суетного мира? Потому что умертвил страсти прежде, чем они начали действовать. Мы знаем, что есть мученики в 14 и в 16 лет, всегда удивляемся той благодати Божией, которая действует на них и через них. Преподобный Сергий еще задержался в миру, так как ухаживал за родителями по их просьбе, проявил к ним сыновнее послушание. Он бы и раньше ушел. Мы знаем некоторых монахов, известных святых XX века, которые в 8 − 12 лет уходили в монастыри. Уже тогда Господь им открывал этот путь. Но в те времена были другие обстоятельства жизни, часто не добровольные. Родители умерли, а дядя, подвизаясь в каком-то монастыре, забирал на воспитание родственника. Ребенок вырастал в монастыре и потом становился монахом. То есть обстоятельства жизни так сложились. Если почитать жития святых XX века, можно увидеть, что по какой-то такой явной причине становились монахами.

У преподобного Сергия сложилось все по-другому, его родители − бояре. В роду монахов не было. И вот в молодом возрасте у него возникло такое стремление к исканию Христа, и подальше от этого мира − в Радонежские леса. Безусловно, это само по себе большое чудо. В течение своей жизни он совершал ошибки, у него были свои сомнения. И, конечно же, он каялся, но каялся уже в другой плоскости, из-за возникающих сомнений. Акафист говорит нам, что он причащался из потира нисходящей неопалимой купины. То есть причастился огненного запаления, которое было невещественное, находящееся в потире. «Радуйся, во святую Литургию в благодати Божией весь аки во огни стоящий. Радуйся, оным Божественным огнем, в потир вшедым, причастивыйся» (Икос 2).

Мы задаемся вопросом: почему, для чего такое особое явление? Ведь он служил в лесу, в маленьком, деревянном храме, в простых холщовых ризах. И потир у него был не железный, а деревянный. Все было очень просто. Наверняка у преподобного были какие-то сомнения. Поэтому Господь укреплял его видимым образом через все эти происходящие нетварные явления.

И мы знаем, что в прошлом году было зафиксировано такое же явление во время одной из архиерейских служб. Явным образом не видели. Сделали фотографию, и на ней проявилось. Было видно, как чаша пылает огнем и из нее огонь исходит вокруг чаши где-то на пол метра во время служения Божественной литургии. Почему? Возможно, и здесь было сомнение.

Когда в 1996 году мы начинали служить Литургию в поликлинике 122-й Медсанчасти, у нас была небольшая 104-я комната. У меня лично были вопросы: а все ли здесь происходит так, как оно должно совершаться? Возможно в этом месте и не может происходить Таинство, потому что это поликлиника, это какая-то комната, и не понятно, где и как мы молимся. Тогда негде было молиться. Так начиналась служба в нашем храме, в бывшем врачебном кабинете, в коридоре служили. И Господь давал нам удостоверение. А почему Он давал? Потому что у меня лично были некоторые сомнения. И Господь давал удостоверения, что да − все истинно, все действительно так, не надо сомневаться.

Думаю, что не простые были душевные колебания у преподобного Сергия, когда он служил в Радонежском лесу. Ведь перед ним лежал непроторенный путь. Рядом с ним не было геронды-старца, который бы обучал его и рассказывал ему: делай так, подвизайся так. Мы знаем из истории святоотеческого учения, что на пустынножительство отпускали только тогда, когда в общежительном монастыре человек прошел искус. А тут сразу, что называется, на Эверест духовный молодой человек стал подниматься. Вы знаете, что когда молодые люди что-то хотят резко сделать, чем это заканчивается. Обычно крушением: жизни, карьеры. Все разлетается в пух и прах. А здесь совершенно по-другому. Так можем себе представить, что любовь преподобного Сергия к Богу и искание Христа, и чистота его души таковы, что Господь проявил к нему великую милость, что он не погиб в этих Радонежских лесах. Ведь мог бы.

 Сегодня Радонежских лесов нет. Еще остались леса за Уралом. Но если туда переселить к примеру, отца Александра или отца Николая, в гущу лесов, они еще, может, как-то поплотничают, но, я думаю, их энтузиазм быстро иссякнет, потому что мы сегодня с вами немножко испорченные люди. В каком плане? Мы избалованные жизнью. У нас есть электричество, холодная и горячая вода. Если горячую воду отключили, то мы уже ноем: «Ой, горячей воды нет, не постирать или еще что-то не сделать, руки не помыть».

А в те времена? Лес густой, где вообще ничего нет. Только топор за спиной у преподобного Сергия. А надо же себя пропитать. Он же не мог позвонить куда-то по телефону: «Принесите, пожалуйста, постного хлебушка в Радонежские леса». Никто не придет и доставки не будет. Как сам пропитался, так тем и выжил. Ведь мы знаем, многие монахи погибали в тех местах, где они подвизались.

Сегодня совершенно другое время. И мы даже знаем из мира животных, были такие эксперименты, когда дельфинов, которых прикормили непосредственно в лаборатории, отпустили на волю. И они обратно приплывали за едой, потому что рыбка все время давалась в ротик дельфинам из одной кормушки. Они оказались не в состоянии прокормить себя в свободном море, куда их отпустили. Так же с животными, которые были выращены сперва людьми, а потом отпущены в дикую природу. Даже животные не могут выжить, так что там говорить о людях.

Времена, конечно, изменились. Радонежские леса теперь немного другие. Если кто-то в Радонежском лесу застрянет, то приедет полиция, скажут предъявите паспорт, медицинский полис и др. Если документов не будет, то заберут новоиспеченного подвижника XXI века из Радонежского леса и окажется он в каталажке, и там продолжит свои подвиги. Такова реальность сегодняшнего дня.

Мы видим подвиг Иоанна Кронштадтского, он был окружен огромным количеством людей, но, тем не менее, это не мешало ему пребывать наедине с собой и с Богом. То есть, эта гуща суеты мира его не разрушила. День отца Иоанна Кронштадского проходил трудно, вставал ежедневно в 3 часа ночи и готовился к служению Божественной литургии. Около 4 часов он отправлялся в собор к утрени. Затем служил литургию, причащение длилось до 12 часов дня. После службы отправлялся в Петербург, где посещал больных. И возвращался домой обратно по воде, по льду в Кронштадт к полуночи. Дамбы тогда не было. Так жить и трудиться можно было, конечно, только при наличии сверхъестественной благодатной помощи Божией.

Мы видим подвиги святых Византии. Как это не странно, они достигали святости среди суетного мира. Иоанн Дамаскин состоял на службе у калифа, который заметив высокую образованность и мудрость Иоанна, сделал его своим первым министром и градоначальником. Но богатство и роскошь не смогли повредить его душе. Он горел пламенной любовью к Православной Церкви и всегда защищал христиан от гнета мусульман. В благодарность Богородице за исцеление руки он написал Ей песнь: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». Преподобный Максим Исповедник был первым секретарем у императора. Однако слава, власть и богатство не смогли угасить в нем желание стать монахом. Святые мученики Маркиан и Мартирий несли послушание в качестве секретарей патриарха Павла Исповедника.

Все изменилось. И мы с вами живем в этом суетном мире.

Преподобный Сергий, конечно, сияет нам своей великой звездой на небе духовного небосклона. Но мы с вами понимаем, что продолжение подвига святых не может быть простым типичным копированием. Это ничем не заканчивается. Суетный мир напоминает нам о том, что можно посреди глухого леса и среди огромного мегаполиса сохранить свою душу и идти путем тех святых, которые нам сияют. И мы должны брать с них пример мужества. Но у нас нет той чистоты, как у преподобного Сергия. Мы не умертвили страсти прежде, чем они начали в нас действовать. Поэтому в отличие от него, у нас остается единственный законный путь, о котором говорят святые Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов, святые последнего времени — это путь покаяния. И притекая к покаянию, независимо от того, что мы не пришли в молодом возрасте к Богу, не умертвили вовремя страсти, мы тогда испрашиваем милость Божию. Мы никуда не ушли и исполняем свои обязанности каждый на своем рабочем месте. Кто-то занимается предпринимательством, кто-то учитель в школе, кто-то завуч, кто-то в полости рта постоянно кому-то что-то сверлит и пломбирует. Мы с вами разные. В другое время живем. Единственный законный путь для нас — это покаяние, все, что нам с вами, грешным, остается.

 Поэтому мы духовно позавидуем преподобному Сергию, что он был воспитан мудрыми родителями и облагодетельствован Святым Духом, что вокруг него собрались такие ученики. Видя эту высоту, мы должны спуститься смиренно на землю своего суетного пребывания, понимая, что многое нам не удастся, может быть, одна миллионная частичка всего того, что мы видели или чувствуем, с чем соприкасаемся. Но эта одна маленькая капелька подобия того, что мы видим в святом, может спасти нашу душу. При одном условии, что в отличие от него мы будем каяться, каяться и каяться, и просить у Бога, чтобы Он простил нас за все беззакония и грехи наши. Не забываем о милосердии Божием. И как говорит псалмопевец Давид: «Блажени, их же оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси» (Пс. Давида 31,1). Господь оставляет для нас эту маленькую спасительную лазейку. Значит, мы можем достичь этого блаженства. Вот потрудимся и попросим у преподобного Сергия: «Преподобный отче наш Сергие! Мы, к сожалению, не такие, как ты. Но ты уж смилостивись над нами, пойми, что мы живем в XXI веке, оправданий себе не ищем. Посмотри в какой грязи и суете мы все находимся, что мы из себя представляем, и не забывай о нас, сродник ты наш, помоги нам и помолись за нас, чтобы пройдя в покаянии бренность этого мира, мы смогли спасти наши души».

Память преподобного Сергия Радонежского

 08.10.2020

Новости

Статьи