Расписание богослужений Наши издания События Как помочь? Контакты
+7(812) 495 48 10 Секретарь храма
+7(812) 557 78 98 Дежурный храма

Главная   Статьи   Людям о людях   Моей воли не было

Людям о людях

Моей воли не было

С любовью и признательностью о насельнике
Псково-Печерского монастыря
архимандрите Пантелеи́моне (Борисенко)

(по воспоминаниям Наталии Николаевны Пичугиной)

 

«Вспоминайте же наставников ваших,
которые заповедовали вам Слово Божие, и,
взирая на кончину их жизни, подражайте вере их...»
(Евр. 13:7)

 

Статья подготовлена к годовщине памяти архимандрита Пантелеи́мона (Борисенко), насельника Псково-Печерского монастыря (11 ноября 1995 г).

Моей воли не было

В святоотеческом учении сердце имеет особое значение. Оно – средоточие души, добрых и злых помыслов, чувств и, наконец, разума.

Сердце есть не только у человека, но и у храма. Двадцать лет назад таким деятельным, молитвенным и горячим сердцем для храма Державной иконы Божией Матери стал ныне покойный архимандрит Пантелеи́мон (Петр Матвеевич Борисенко), насельник Псково-Печерского монастыря.

«Моей воли не было», – часто повторял отец Пантелеи́мон, когда вопрос касался строительства больничного храма в медицинском квартале Выборгского района г. Санкт-Петербурга. Молитвенное рвение подвижника укрепляла воля Божия.

Семья

Петр Матвеевич Борисенко родился 8 июня 1929 года в с.Сухая Елань Родничковского сельсовета Саратовской области. Он был третьим ребенком в семье.

Его отец – Матвей Иванович Борисенко занимался гончарным ремеслом. Папа скончался, когда Петру исполнилось полгода. Мать – Ксения Ивановна Борисенко (1902-1992) работала на мельнице. В 1937 году она вместе с детьми переехала в деревню Пчелка Новониколаевского района Волгоградской области. Ксения Ивановна второй раз вышла замуж за Елисея Колбенко, в браке родилось двое детей.

По рассказам младших брата и сестры Петр с детства рос набожным, никогда не садился за трапезу, не наложив на себя крестного знамения. Любимым занятием мальчика было устройство небольших иконостасов по подобию церковных.

В юности у Петра проявились музыкальные способности, он хорошо пел и играл на гармони.

Когда началась Великая Отечественная война, Петру было 12 лет. Вместе с другими подростками ему пришлось много трудиться, чтобы заменить ушедших на фронт мужчин. Он развозил на лошади горючее для заправки колхозных тракторов, помогал матери.

Петру всегда хотелось учиться, но ему удалось закончить только 6 классов общеобразовательной школы. После войны в 1946 году молодой человек уехал в Волгоград. Пройдя курс обучения вальцовке и прокату проволоки, поступил на завод «Красный Октябрь», где и проработал до 1952 года. Дополнительно он освоил специальности слесаря и электросварщика.

Устроившись на завод, Петр при первом удобном случае поспешил навестить мать. Прихватив с собой гостинцы, он пешком отправился в деревню. По дороге на него напали разбойники, обворовали, отобрали обувь. Продолжать путь пришлось в обмотках. Когда дома обмотки отдирали от израненных ступней, мама и Петр плакали вместе… Ноги болели всю оставшуюся жизнь.

«Твое место у Престола!»

В 24 года Петр женился на Вере Николаевне Дуничевой. Молодые обвенчались в церкви, родился сын Сергей. Мать Веры была верующим человеком и способствовала воцерковлению Петра. В их дом нередко захаживал благочестивый старичок, который бывал в Псково-Печерском монастыре. Его рассказы об обители слушали с большим интересом.

Тем временем в профкоме завода Петру дали путевку в санаторий близ озера Рица (Абхазия). На отдыхе советским трудящимся полагалось посещать медицинские процедуры, кинотеатры, танцы. Петр же проводил время за чтением Священного Писания и искал ответы на важные для себя вопросы.

Однажды ему явилась Божия Матерь и сказала: «Раб, твое место у Престола!» Не вполне поняв слова, сказанные Царицей Небесной, Петр по приезду обратился за разъяснением к знакомому старичку. Тот посоветовал ехать в Псково-Печерский монастырь. После явления Божией Матери Петр изменился, стал серьезнее, выбросил гармонь.

В 1961 году будущий архимандрит переехал в г. Печоры Псковской области. Его приняли в научно-реставрационную производственную мастерскую. В летний период Петр трудился крановщиком на восстановлении крепостных сооружений монастыря. Зимой помогал братии в хозяйственных работах. В немногие свободные часы посещал богослужения, пел и читал на клиросе.

Историческая справка

В 1959 году настоятелем Псково-Печерского монастыря стал архимандрит Алипий (Иван Михайлович Воронов, 1914-1975). Монастырь с богатой 600-летней историей, никогда не закрывавшийся, пострадал от времени и последствий войны. На полуразрушенных стенах росли деревья.

Братский корпус после войны. Сайт Псково-Печерского монастыря

Деятельному отцу Алипию, бывшему фронтовику, удалось привлечь к реставрации лучших специалистов. Государство на восстановление средств не выделяло, зато в монастыре регулярно проводились обыски, незаконно заводились клеветнические уголовные дела. Только «Великий Наместник» с его стойкостью и непоколебимой верой мог спасти монастырь от закрытия и уничтожения.

К 1963 году в СССР осталось 16 действующих монастырей. По прямому указу Н.С. Хрущева Псково-Печерский монастырь был лишен материально-технической базы и всех угодий.

Писатель Валентин Курбатов в документальном фильме «Советский архимандрит», рассказывая об отце Алипии, дает ему следующую характеристику: «Он умел, оставаясь советским человеком, перевести себя и братию в небесное пространство, оставаясь внутренне чистым и совершенным».

За 7 лет к 1967 году монастырь был полностью восстановлен.

Вспоминает схииеродиакон Андроник: «Отец настоятель говорил: «Они (власти) сильны брюхом, а мы - духом».

Служение

Восемь лет послушался Петр Борисенко в монастыре, жил в деревне Пачковка. Довелось ему трудиться и в Богом зданных пещерах. Один раз Петр провалился в дыру вместе с обрушившейся породой, но не пострадал – помолился и выбрался.

В будущем архимандрите Пантелеи́моне шла глубокая духовная работа, он сделал окончательный и бесповоротный выбор. Но одно постоянно печалило и смущало – любимая супруга Вера. Она была не готова следовать за мужем, который избрал путь священника.

Принятие сана задерживалось – от постоянной работы на стройке с цементным раствором у Петра на руках появилась экзема. Чудесным образом болезнь вылечил схиигумен Савва, помолившись у иконы и помазав руки страждущего маслом из лампады.

Историческая справка

Схиигумен Савва (Николай Михайлович Остапенко, (11)23 ноября 1898-27 июля 1980) –  духовный писатель, насельник Псково-Печерского монастыря, старец.

Архимандрит Рафаил (Карелин) в своей книге «На пути из времени в вечность» пишет: «Каким был ваш духовный отец схиигумен Савва?», спросили у одного из духовных чад. «Он творил любовь», был ответ.

Еще одно мнение: «У отца Саввы нет биографии, у него есть житие».

Вспоминая архимандрита Пантелеи́мона, невозможно не упомянуть, что в Псково-Печерской обители не прерывалась традиция старчества. Схиигумен Савва, схиигумен Мелхиседек, архимандрит Серафим (Розенберг), архимандрит Нафанаил (Поспелов), архимандрит Иоанн (Крестьянкин) – список драгоценных имен можно продолжать. Петр Матвеевич Борисенко, неся духовный подвиг среди многих подвижников благочестия, воспринял от них главное – жизнь во Христе и со Христом.

По словам архимандрита Тихона (Шевкунова): «Старцы – самое дорогое сокровище Русской Церкви. Старцы жизнью своею познали волю Божию, исполнили на деле заповеди Божии, исцеляли от самых страшных духовных и телесных недугов. Разрешали самые трудные обстоятельства жизни. Все то, что невозможно найти в мире… Дай Бог, чтобы на пути каждого человека встретился бы такой подвижник... который своим существованием открыл бы главный Путь – Путь к Богу».

За несколько месяцев до своего сорокалетия, 23 февраля 1969 года Петр Матвеевич был рукоположен в монастыре во диакона, а через две недели в – иерея. По благословению архиепископа Иоанна (Разумова) отец Петр нес послушание по восстановлению церквей Псковской области. Его направили в поселок Боровичи в разрушающийся храм Покрова Божией Матери. Осматривая ветхую крышу, батюшка провалился, но по воле Божией остался цел, не получив ни одной царапины. Это происшествие лишь укрепило его дух и силы. Следующий приход находился за Сланцами – в старинном селе Заянье (Плюсский район Псковской области). Батюшка восстанавливал храм и излечивал души. После служил в церкви Успения Божией Матери в селе Аксенова гора Пыталовского района.

В 1971 году после смерти сестры отец Петр взял к себе престарелую мать и с любовью ухаживал за ней. В следующем году его назначили настоятелем в трехпрестольный храм Архангела Михаила села Мельницы в 40 км от Пскова. На восстановление этого храма стали съезжаться люди из разных концов страны. Все лето посменно подвизались «бригады» из 30-40 помощников. Казалось, отца Петра видели повсюду одновременно: вот он, придерживая подрясник, взбирается на строительные леса; вот держит насос, качающий известь для побелки стен из большущей бочки; вот дает кому-то совет. «За восстановление двух церквей Господь милует», – говорил батюшка одному из своих духовных чад.

Митрополит Псковский и Порховский Владыка Иоанн (Разумов) высоко ценил энергию и подвижнические труды священника-строителя и в 1974 году наградил отца Петра Борисенко саном протоиерея.

После семи лет служения у Престола Божия у о.Петра случилось несчастье – жена оставила его. 26 марта 1976 года по благословению архимандрита Иоанна Крестьянкина о.Петр принимает постриг с именем Пантелеи́мон – становится иеромонахом. Следом за ним принимает постриг его мать с именем Еввулла. Напомним, что так звали мать великомученика и целителя Пантелеи́мона.

До 1989 года отец Пантелеи́мон служил в храме Архангела Михаила села Мельницы. Кроме окормления паствы он живо откликался на просьбы иереев, занимающихся восстановлением разрушенных храмов, помогая и словом, и делом, оказывая горячую молитвенную поддержку. В 1977 году он возведен в сан игумена, а в 1980 – в сан архимандрита.

В монастыре

В 1989 году отец Пантелеи́мон ушел на покой по состоянию здоровья, переехал в Печоры и был зачислен в число братии Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. У батюшки было благословение принимать людей в своем доме на Советской 8, и дом стал странноприимным. Приезжавших в Печоры паломников он наставлял и укреплял в Православии.

В июне 1993 года архимандрит Пантелеи́мон приехал в Санкт-Петербург для лечения бронхиальной астмы в Центральную медико-санитарную часть №122 (ЦМСЧ-122). Глядя на пустырь перед больницей, он произнес известные многим слова: «Здесь будет храм или часовня!»

23 июля 1993 архимандрит Пантелеи́мон благословил духовную дочь Наталию Николаевну Пичугину ехать к протоиерею Николаю Гурьянову за старческим благословением на строительство больничного храма. Благословение было получено. А уже в декабре того же года образовалась православная община во имя святого великомученика и целителя Пантелеи́мона.

Из воспоминаний духовных чад

Пичугина Наталья Николаевна (инженер по пожарной безопасности храма Державной иконы Божией Матери):

«Для нас путь к Богу открылся через насельника Псково-Печерского монастыря архимандрита Пантелеи́мона (Борисенко) в самый тяжелый период «перестройки». Мы – это несколько человек, которые поверили отцу Пантелеи́мону и неотступно следовали благословениям старца. По молитвам батюшки открылась воля Божия о возведении больничного храма и о месте его строительства. Его же молитвами стал собираться приход. Отец Пантелеи́мон вымолил настоятеля, сам дал название будущему храму.

Бесконечная благодарность Господу Богу и собору Псково-Печерских святых, подвижникам монастыря почившим и живущим за духовную поддержку нашего прихода. Слава Тебе Боже! Слава Тебе!»

Отец Моисей (Челышев), келейник о. Пантелеи́мона, насельник Псково-Печерского монастыря:

«У батюшки был странноприимный дом. Приезжали к нему действительно со всех уголков России (до сих пор поддерживаем теплые отношения между собой – те, кого объединил отец Пантелеи́мон в доме на Советской, 8).

Потом нас набралась команда человек десять. В монастыре нас называли Пантелеи́моновской группой. Батюшка обучал христианскому житию своим примером. Мы молодые за ним не успевали. Батюшка не то, что работал, он пахал с нами: окучивал картошку, удобрял, поливал и т.д. Без дела не мог стоять: «Такие люди, как я, умирают на ходу», – говорил он.

Для чего работа эта? Чтобы приезжие паломники не уехали домой неутешенные. И в тоже время батюшка успевал выполнять монастырские послушания: исповедовал, служил седмицу и панихиды. Глядя на него, мы преображались.

Архимандрит Пантелеи́мон был очень простой. Однажды прибыл паломник издалека, началась беседа с батюшкой:

– Ну, рассказывай, чего приехал?

– Спасаться.

– Бери лопату, иди, спасайся.

Те, кто работали, – они и сейчас в монастыре, а те, кто уходил, до сих пор в поисках.

Когда одолеют греховные помыслы, нажитые предыдущим житием, идешь к батюшке. Расскажешь и сам просишь: «Давай, батюшка, у тебя в келии уберу». Благословит. И все как рукой снимет!

Как-то после совершения чина отпевания усопших, батюшка пошел кадить по пещерам и возле храма Воскресения Господня. Остановившись, сказал: «Я лягу здесь, напротив Саввы». Там сейчас батюшка и лежит».

Архимандрит Пантелеи́мон отошел ко Господу 11 ноября 1995 года. Архимандрит Нафанаил – казначей Псково-Печорского монастыря – утешал батюшкиных чад: «Ваш духовный отец умер как праведник, он вас не оставил, не скорбите. У Престола Божия он молится за вас и в день вашей кончины встретит ваши души на том свете».

О блаженной кончине

Из воспоминаний Наталии Николаевны Пичугиной:

«Архимандрит Пантелеи́мон служил Богу ревностно, стремясь к Нему всей душой. Умер мгновенно: как жил, так и умер, словно кто-то свечу задул.

Семь последних дней своей земной жизни батюшка каждый день служил Божественную Литургию, всю неделю причащался Тела и Крови Христовой.

Мне и Александру Васильевичу первым сообщили о смерти отца Пантелеи́мона. Мы обзвонили кого смогли из духовных чад и срочно уехали в Печоры, ночевали в странноприимном доме. Несколько человек вместе с недавно рукоположенным иереем Сергием Филимоновым приехали на Рижском поезде в 5 часов утра.

Я долго искала запропастившийся сапог, чтобы пойти открыть дверь вновь прибывшим. Не найдя, так и вышла в одном. На меня с надеждой устремились вопрошающие взгляды, в которых читалось: «Это неправда?». Я только и смогла сказать: «Проходите».

В этот момент о.Сергий наклонился к своей сумке, чтобы взять ее с земли. Было ощущение, будто какую-то необыкновенно тяжелую ношу ему пришлось поднять. Груз ответственности за созидание нового храма и прихода лег на плечи молодому священнику. Он стойко принял и понес его в тот скорбный час. «Будем читать Псалтирь», – сказал батюшка.

Отец Сергий оправдал ожидания архимандрита Пантелеи́мона. С глубокой верой и надеждой на Бога, опираясь на данные отцом Пантелеи́моном благословения, иерей Сергий Филимонов вынес все трудности, связанные с основанием нового прихода и строительством храма, сплотил и укрепил православную общину, расширил ее деятельность. Но это уже следующий этап, а значит, и следующий рассказ. Слава Богу за все!»

Протоиерей Сергий Филимонов:

«Прошло 22 года со дня кончины архимандрита Пантелеи́мона, и в жизни общины начался новый этап – мы получили возможность исполнить благословения духовного наставника и приступить к строительству Дома милосердия и храма свт.Василия Великого».

Бухарина Анна Алексеевна. Ноябрь 2017 года

Ваш кирпичик в строительстве Дома Милосердия - первый в России проект такого масштаба социального, медицинского служения и просвещения, объединенного вокруг храма свт.Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело! 

Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!  

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Последние новости Дома милосердия

Новости

Статьи