Нужна помощь

  • Нужны одноразовые пеленки для подопечных сестричества

    Дорогие друзья, наши подопечные - лежачие больные по-прежнему нуждаются в уходе. Запасы на социальном складе исчерпались, просим помочь! Наша служба социальной помощи примет в дар для подопечных сестричества одноразовые пеленки 60х90 см.

  • Дом милосердия: мы нуждаемся в вашей поддержке

    В связи с эпидемической ситуацией пункт помощи вещами и социальный склад временно закрыты с 28 марта. Занятия воскресной школы проводятся в онлайн-формате. Тем не менее, мы платим налоги и несем расходы на охрану территории строительства и техники. За май на 31.05.20 на Дом милосердия собрано: 28 168 руб. (+8 658 руб. за неделю).

Новости

С 5 июня возобновляется допуск прихожан в храмы епархии. Обязательно использовать маску и соблюдать социальную дистанцию. Ведется трансляция богослужений в сб вечером и вс утром. Записки можно подать через интернет.

Что у нас будет общего?

Товий Николаевич Вихлянский в июле 2018 года отпраздновал свой 80-летний юбилей. Его хорошо знают в храме Державной иконы Божией Матери – он является заместителем руководителя Офицерского братства имени святого праведного воина Феодора Ушакова, организованного при храме в 2011 году.

Братство объединяет военнослужащих прихода. Офицеры проводят тематические собрания, обеспечивают порядок в храме и на его территории, участвуют в богослужении и праздниках, передают молодежи военные традиции, ведут патриотические и практические занятия у Юношеского отряда братства.

У Товия Николаевича богатый военный и педагогический опыт. Тридцать два года он посвятил службе в рядах Вооруженных Сил РФ, вышел в отставку в звании подполковника ракетных войск. Пятнадцать лет отданы воспитанию молодых людей в автодорожном училище № 107 (в настоящее время колледж № 107), где Товий Николаевич трудился в качестве преподавателя ОБЖ. Училище готовит автомехаников, слесарей по ремонту автомобилей, сварщиков и т. д.

С 2011 года занимается патриотическим воспитанием подростков и юношей в нашем приходе.

Чем определяется высота горы, на которую ты поднялся?

«Высота горы, на которую ты поднялся, определяется
глубиной ямы, из которой ты выбрался».
Сократ

Начало работы Товия Николаевича в училище пришлось на 90-е годы, когда разрушились привычные устои внутри страны, и многие пустились в рискованное плавание по морю перемен, надеясь на капризный ветер удачи. Мало кто думал о подрастающем поколении. Несмотря на отсутствие государственного «окормления» подростки хотели получать уверенные и взвешенные ответы на свои вопросы.

В классной аудитории на столе у Товия Николаевича лежал Закон Божий, к которому он периодически обращался: знакомил учащихся с заповедями Божьими, предлагая крепкую нравственную опору молодым умам.

Весомым дополнением к духовной пище служил кружок армрестлинга, организованный учителем. Ученики-мальчишки, часто из неполных семей, чувствуя правду и возможность направить свою неуемную энергию в полезное русло, потянулись за неравнодушным преподавателем.

«Армрестлинг – вид борьбы на руках между двумя участниками. Он относится к древнейшим видам спорта, восстановлен в Америке в 60-е годы. Во время соревновательного поединка частота сердечных сокращений спортсменов достигает 200 ударов в минуту. На участников поединка накладывается ряд временных, технических и тактических ограничений».

По материалам Википедии

Жизненный принцип Товия Николаевича – воспитание личным примером. Он устроил в училище спортивный зал с тренажерами и занимался вместе с ребятами, его ученики побеждали в городских соревнованиях.

По словам современного польского спортсмена Дариуша Мушчака, армрестлинг – это и тактика, и расчет, не только сила. В течение 13 лет команда училища №107 была чемпионом города среди профтехучилищ по армрестлингу.

Товий Николаевич рассказывает: «Я проверял ребят на крепость. Читал лекции не за обычной кафедрой, а за столом, оборудованным для армрестлинга. Вижу, что кто-то балуется, подзываю к себе, предлагаю провести спаринг.
В то время, когда руки соединяются и начинается борьба, взгляды встречаются, происходит общение. Оно очень честное и глубокое, на несколько секунд можно заглянуть в душу другого человека.

Вот противник повержен, задаю вопрос:
– Почему ты сегодня такой слабый? Ты куришь, пьешь пиво?
– Да.
– От этого твоя слабость. Бросай, иначе уйдешь из секции.

Рабочий день в училище до 15 часов, нередко приходилось задерживаться, чтобы побеседовать с ребятами – им нужно было поговорить с тем взрослым, который слышит и понимает, выговориться. Я рос без отца, поэтому понимаю, что такое детское одиночество и тревога».

И в Красном Октябре счастье находят

«Моя мама – Мария Алексеевна Афанасьева, 1919 года рождения, в результате революционных событий и гражданской войны в 13-летнем возрасте осталась без семьи. Из родного Грязовца Вологодской области она приехала в Петроград и подалась в няньки».

Грязовец впервые упоминается в письменных источниках в 1538 году как «починок Грязовитский». Починок – это место, где крестьяне начинали (починали) распахивать новую пашню. В 1631 году о Грязовитском починке говорится уже как о селе Грязивицы с двумя церквями. В 1780 году Грязовец стал городом в Грязовецком уезде в Вологодском наместничестве.

По материалам Википедии

«Дальних родственников мамы судьба забросила в сердце Татарии – в село Красный Октябрь Новошешминского района, что в 60 км от города Чистополя, расположенного на левом берегу Камы.
Организованный в 1929 году среди степи совхоз «Красный Октябрь» дал название селу. Со времен Екатерины в эти места присылали выселенцев разных национальностей.

Узнав о родственниках, оказавшихся в Татарии, мама перебралась к родне.

Мой отец – Вихлянский Николай Иванович, 1916 года рождения, приехал в Татарстан, познакомился с моей мамой, и они поженились».

Война

Николай Иванович был кадровым военным. Он доблестно сражался с немецкими захватчиками с первых дней войны. Через много лет о своем героическом прадеде Николай Антипенко (ныне священник храма Державной иконы Божией Матери) в школьной творческой работе по истории написал:

«Вихлянский Николай Иванович Великую Отечественную Войну начал в должности комиссара 94 ОБПТР (отдельного батальона противотанковых ружей) третьей гвардейской Армии. Он был свидетелем тяжелой поры отступления наших войск от границы до Сталинграда. Был участником Сталинградской битвы... После Сталинграда 94 ОБПТР гнал немцев до границ СССР. Мой прадедушка отличался строгим, но справедливым и миролюбивым характером. Прадедушка дошел до границ Германии, где был тяжело ранен».

Противотанковые ружья (ПТР) появились в Красной армии осенью 1941 года, а вместе с ними и военная специальность – бронебойщик. ПТР сыграли важную роль в противотанковой обороне 1941-1942 годов, в том числе под Москвой. Ружья использовались против легких и средних танков, для подавления дотов и дзотов, для борьбы с низколетящими самолетами.
Отдача ПТР – 16 кг на плечо, длина ствола около двух метров, эффективный огонь можно вести с расстояния 150-200 метров.

По материалам Военного обозрения

Фронтовой друг Николая Ивановича – Казимиров Б.Н. написал поэму «Непокоренные» о своих однополчанах.
Поэма и фотографии военных лет помещены в прекрасно оформленной фотокниге, подаренной Товию Николаевичу родными.

***
Комбата любили. «Идет наш Вихлянский», –
Кто скажет, и сразу затишье в строю.
Не больно речист, сам он родом – Казанский,
Всегда впереди – на походе, в бою.

Привычку имел перед строем «прочистить»
За самую малость, неряшливый вид.
Порой остановит, немного размыслит,
И спросит: «Не носишь, брат, прежних обид?»

***
Мамаев курган возвышался над Волгой,
Дымился воронками, кровью дышал,
От жизни до смерти путь вовсе не долгий,
И рядом с живым – не один умирал.

Их много, так много, что трудно идти,
Лежат, будто только уснули,
«Клянемся вам, братья, назад нет пути», –
Живые друзьям присягнули.

В 1945 году к радости семьи Николай Иванович вернулся домой. Он прожил после Победы всего год – из-за ранения в легкое развился туберкулез. Героя фронтовика похоронили с воинскими почестями на кладбище Новошешминского районного центра. Его сыну Товию едва минуло 7 лет.

Мама Товия Николаевича – Мария Алексеевна – всю войну проработала в совхозе. В городах Татарстана ввели карточную систему.

В близлежащем Чистополе почти каждая семья приняла к себе эвакуированных, население города выросло в два раза – до 50 тысяч человек.

В войну в Чистополе функционировал филиал Союза писателей, деятели культуры полюбили город и называли его «Камские Афины». Известный поэт Михаил Исаковский написал здесь лучшие свои произведения: песни «Огонек», «Ой, туманы мои, растуманы», «В лесу прифронтовом» и другие.
В Казани сосредоточились ведущие исследовательские институты страны; разместились 33 научных учреждения, около двух тысяч научных сотрудников, 80 академиков - А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица, И.В. Курчатов и др. Ими осуществлялись разработки, имевшие стратегическое значение для фронта и будущего страны.

По материалам Википедии

Символом татарской поэзии военных лет является Герой Советского Союза Муса Джалиль. Он ушел на фронт добровольцем, раненым попал в плен. Поэт продолжал борьбу в подпольной организации концентрационного лагеря. Был выдан провокатором и приговорен к смерти. В тюремной камере поэт написал цикл стихов «Моабитская тетрадь».

Имя, дарующее жизнь

Товий Николаевич рассказал о своем имени:

«К 1938 году в селе Красный Октябрь насчитывалось две сотни жителей. Перед моим рождением без видимых причин умерло немало младенцев мужского пола. Сегодня трудно сказать, кто именно: священник или другой сведущий человек посоветовал нарекать мальчиков именем Товий. Матери вняли совету, и младенцы перестали умирать. Товиев было в селе человек восемь».

На древнееврейском у разных толкователей имя Товия или Товий означает примерно одно и то же – благодать Бога, угодный Иегове.

История Товия описывается Ветхом Завете в книге Товита. Ослепший Товит послал своего сына Товию в Мидию, чтобы вернуть себе серебро. Для сына наняли провожатого, который на самом деле был Ангелом Рафаилом.
Во время путешествия Товий с помощью Ангела изгнал демона из девушки Сарры, на которой потом женился. Вернувшись, Товий привез домой серебро, жену и лечебное средство, исцелившее отца.
Когда Товит предложил вознаграждение спутнику сына, Архангел обнаружил себя. Он сообщил, что исполнял повеление Господа и высказал напутствие: «Делайте добро, и зло не постигнет вас».

Служу Отечеству

После окончания средней школы в Чистополе Товий Николаевич три года учился в Ставропольском военном радиотехническом училище войск ПВО. Ему довелось служить на двух знаменитых космодромах – Байконуре и Плесецке.

Не раз приходилось видеть взлет космической ракеты, наблюдать как отделяются от нее составные модули, встречать профессионалов, в их числе С.П. Королев.

На сайте журнала «Лайф» размещена статья от 23 марта 2018 года «Дорога в космос: как происходит запуск ракеты с Байконура» журналиста Михаила Котова. Современные запуски отличаются от проходивших 20 и более лет назад, но все же приведем небольшие выдержки из статьи:

«Тепловоз потихоньку вывозит из цеха огромную, поражающую воображение ракету, метр за метром она выплывает из здания. Поездка ракеты до старта занимает несколько часов. Ее сопровождают полицейские с собаками.

Вертикализация ракеты на стартовой площадке похожа на медленный балет. После установки космического носителя все оставшиеся до старта дни специалисты занимаются подготовкой к запуску.
На следующий день – ОСВЯЩЕНИЕ ракеты (обряд проводится уже несколько лет)... На третий день – пресс-конференция космонавтов… на четвертый – взлет.

Полчаса до старта. Работает громкая связь, техники еще раз проверяют все системы. Ракета белая от инея, выступившего на поверхности после заправки баков жидким кислородом. От нее постоянно идет дымок испарений.
Старт. Сначала ракета словно приостанавливается в воздухе, затем резко устремляется в небо. Стоит грохот как от проходящего на сверхзвуковой скорости истребителя... в небе виден лишь удаляющийся огненный цветок».

После четырех лет службы на полигонах Товия Николаевича направили в военно-космическую академию им. А.Ф. Можайского. По окончании академии он получил назначение в Главное управление инженерных войск – стал представителем заказчика (военпредом) при возведении ракетных комплексов.

«Ответственейшая должность, посадить могли в любую минуту», – шутит Товий Николаевич. «Будучи военпредом, я контактировал с гражданскими специалистами, связанными с военным производством, с ними непросто работать – нельзя приказать. Чтобы вести плодотворный диалог необходим уровень знаний выше, чем у производственников, нужно постоянно учиться».

Деятельная любовь

«У нас с супругой Майей Ивановной родилось двое детей. Я всегда любил семью и, несмотря на длительные командировки, был в курсе семейных событий, следил за успехами детей. Старший сын Игорь закончил академию А.Ф. Можайского, при реорганизации армии уволился в запас и ушел в бизнес. Сейчас живет в Тюмени.

Товий Николаевич с новорожденной дочерью Юлией. Фото из личного архива.

Дочь Юлия – с детства активный и целеустремленный человек. После школы она продолжила образование в музыкальном училище. Там познакомилась со своим будущим мужем – Григорием, молодые люди вместе выбрали путь служения Богу.

Закончив Консерваторию, Григорий Антипенко (ныне протоиерей храма Державной иконы Божией Матери) поступил в Духовную семинарию. Юлия в те годы получила специальность преподавателя музыкальных дисциплин в институте им. А.И. Герцена, осталась работать в институте, позже – получила дипломы преподавателя богословских предметов в отделе образования Московской духовной академии и теолога в Московском педагогическом университете.

Дочь с мужем постепенно оставили свои светские работы и стали трудиться сначала в храме Покрова Божией Матери у метро «Политехническая», а с 1995 года – в нашем приходе.

В какой-то момент я задумался: «О чем мне говорить с моими детьми, что у нас будет общего?»

Незадолго перед своей смертью моя мама сказала, что не сможет быть за меня спокойной, пока я не крещусь. Ее просьбу я исполнил. В последний путь в Чистополе маму провожало много людей, она была отзывчивой и мудрой, а в школе всего три года проучилась.

Мне не удалось перенять драгоценный опыт старшего поколения – рос без отца и бабушек с дедушками. Конечно, совершал ошибки, но ведь должно найтись место, где можно себя очистить, преобразовать?

Начав анализировать прошлое, увидел, что Ангел-хранитель спасал не однажды. Когда тонул – друг успел за ухо вытянуть, стрижка у меня короткая, и ухватиться больше не за что было.

В другой раз ехал с подчиненным и гражданскими на легковой машине с полигона – в нас врезался грузовик. У меня ни одного перелома, только руки немного ободрал. Подчиненного в больницу отвез, он головой ударился.
О нас по внутренней связи сообщили как о погибших. Вечером я доложил генералу, что все живы, за что получил благодарность.

Обстоятельства жизни и размышления убеждали меня обратиться к храму. Ныне я прихожанин храма Державной иконы Божией Матери, мой духовный отец – протоиерей Сергий Филимонов».

Юношеское братство

«Матушка Юлия предложила заниматься с ребятами из Юношеского братства. Я стараюсь воздействовать личным примером: они видят меня на службе в храме, вместе мы посещаем воинские части и военные училища, ездим по святым местам.

Отцы тоже включаются в работу братства. Мы приглашаем их на собрания, совершаем совместные выезды на нескольких личных машинах. Во время выездов отцы назначаются командирами ребячьих экипажей.
Одна из поездок была в п. Ольгино, где проходили соревнования со спецназовцами по военно-прикладным видам.

В Суворовском училище мы участвовали в мероприятиях, посвященных памяти 19-летнего солдата-мученика Евгения Родионова. Воин Евгений во время Первой чеченской войны с группой сослуживцев долгое время провел в плену. Подвергаясь жестоким пыткам, не отрекся от Христа и был казнен под Бамутом 23 мая 1996 года в праздник Вознесения Господня, совпавшим с днем его рождения.
Перед курсантами и нашими ребятами с рассказом о сыне выступила мать Жени.

Мальчишкам трудно: дома им говорят одно, в храме – другое, на улице – третье. Кому верить? Наше Юношеское братство может помочь, мы знаем как, у нас есть опыт и желание.

Парень внимательно может слушать учителя несколько минут, а потом необходимо переключаться. Удобно подготавливать заранее блоки текстов, тщательно продумывать о чем говорить. Три минуты – немалое время, если правильно его использовать.

Мы приучаем ребят к дисциплине, перед каждым занятием обязательное построение. На занятиях говорим о Родине, о мужестве, о том, что такое честность, о героях и предателях, о террористах.

В беседах мы обязательно затрагиваем темы о будущих семьях, об отцовстве. Семьи создаются для того, чтобы в них росли дети.

Устраиваем «круглые столы», поводом может стать праздник Народного Единства или День Победы, ребята делают фильмы, пишут сценарии.

Некоторые выпускники братства поступили в военные учебные заведения, институты, колледжи, связанные с МЧС и строительством. Все отлично учатся.

Мы помогаем нашим молодым людям, призванным для прохождения срочной военной службы, попасть в части, где есть православный священник.

Взрослея, выпускники Юношеского отряда сохраняют с нами дружескую связь: приходят поделиться новостями, советуются, знакомят с женами и детьми.

Главное качество при работе с детьми – любовь. Если она есть, дети ответят тем же.

Дочь Юлия с мамой. Фото из личного архива.

Много лет назад моя дочь написала о моей супруге:

«Ты – женщина, ты – мать,
я поклониться
Хочу тебе до самой, до земли.
Ты идеал мой, я хочу учиться
Воспитывать, растить детей, как ты.

Ты отдаешь мне все,
ты чувствуешь со мною.
Я утаить в душе
крупинки не могу,
Ты забираешь горе от меня рукою,
А ведь оно безжалостно и
страшно на бегу».

Изумрудная свадьба

В 2018 году Товий Николаевч и Майя Ивановна отпраздновали 55 лет семейной жизни – событие нерядовое! В наши дни, когда разводом заканчивается более 50% браков, пример многолетней супружеской жизни особенно важен.

Товий Николаевич с женой на лыжах. Фото из личного архива.

Товий Николаевич с женой на отдыхе. Фото из личного архива.

Администрация Выборгского района пригласила чету Вихлянских в числе еще 30 пар для поздравления и торжественного вручения подарков. В поздравительном письме, подписанным главой района, говорится:

«В этот замечательный день выражаем Вам свое глубочайшее уважение за крепкий семейный союз, согретый любовью и сохранивший свою нерушимость на протяжении долгих лет. От всей души желаем Вам доброго здоровья, неиссякаемой энергии, благополучия в семье, прожить вместе еще много счастливых и радостных дней».

Долголетний брак, становясь примером для окружающих, перестает принадлежать одним только супругам, и от этого еще больше повышается ответственность за его сохранение.

Теплеет на сердце, когда замечаешь, как умеют улыбаться друг другу муж и жена, прошедшие рука об руку сквозь счастье и несчастье, сохранившие уважение и самую теплую привязанность.

«Сбережение семьи и правильное воспитание детей – важнейшие задачи. Распад института семьи приводит к распаду государства, об этом говорит нам мировая история. Единственное, что спасет семью – Церковь», – заключил Товий Николаевич.

Спросить себя

Товий Николаевич с помощью Божией отвечает на вопрос об общности со своими детьми – делами, всей жизнью.

А будет ли у нас общее с собственными детьми, молодым поколением, Богом? Если мы, старшие, заинтересованно и доброжелательно не отнесемся к более младшим, то не предадим им свой опыт и чаяния, и не войдем таким образом в будущее. Молодежь отмахнется от нотаций взрослых, а образовавшийся между поколениями разрыв заполнится ложью и домыслами.

Христианское «общее» – Господь. Чтобы иметь общее с Богом и детьми, одинаково необходимо покаяние, т. е. изменение себя.

Во время омовения ног ученикам на Тайной Вечери между Иисусом Христом и Апостолом Петром состоялся диалог:

«Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все». (Ев. Ин. 13, 8-10)

Хочется обратить особое внимание на фрагмент диалога: если не умою ног твоих, «не будешь иметь части со Мною». Иметь часть – значит, иметь общее.

Вот как толкует евангельский отрывок (Ин.13, 8-10) епископ Михаил (Лузин):

«Не иметь части – т.е. не участвовать в чем-либо. Господь не указывает в чем, т.е. угрожает Петру отлучением от Себя, отлучением от общения с Собой.

Омовение – это духовно-нравственное очищение. Господь говорит: «Если Я не очищу тебя духовно, как хочу теперь очистить (омыть ноги), то ты не будешь участвовать со Мной в совершении Моего мессианского дела и, следовательно, не будешь участником Моего царства...

Петр понял только внешний смысл, он думал, дело в послушании и стремительно выражает желание повиноваться: «Не только ноги мои, но и руки и голову».
«Горяч в сопротивлении, но еще горячее в изъявлении согласия, а то и другое – от любви». (свт. Иоанн Златоуст)

Евангелие, говоря «Омытому нужно...», поясняет: «...кто из вас (апостолов) достиг уже нравственного очищения духа в общении со Мною, подобно очистившему тело свое омовением, тому нужно только очищение от неизбежных в жизни частных греховных пятен, как омовение одних только ног омытому; ...нужно... частное покаяние перед Богом в грехах своих».

Анна Бухарина. Беседа записана в октябре-ноябре 2018 года

Ваш кирпичик в строительстве Дома Милосердия. Продолжаются работы по строительству храма свт.Василия Великого - установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело! Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Назад к списку

Похожие материалы:

  • Пешком до неба

    О желудевом хлебе, как внук врага народа стал летчиком, бегуном-марафонцем и Послом мира. В рубрике "Людям о людях" - интереснейшая статья про нашего прихожанина Виктора Ивановича Краснощекова.

  • На Божьей ладони

    «Это Господь меня с лестницы подтолкнул, а внизу ладошку подставил». О случаях чудесного спасения в опасности, шпионской истории и действии промысла Божия рассказывает полковник в запасе Борис Иванович Нетяга.

  • Евдокия

    О чудесном спасении воина Евгения и о том, как в советское время летала за 3,5 тыс.километров за помощью к Ксении Петербургской, рассказывает 86-летняя прихожанка храма Державной иконы Божией Матери Евдокия Ивановна Татаренко.