Расписание богослужений Наши издания События Как помочь? Контакты
+7(812) 495 48 10 Секретарь храма
+7(812) 557 78 98 Дежурный храма

Главная   Статьи   Людям о людях   о.Василий: патриотизм, оценка духовной разрухи, уважение к властям

Людям о людях

о.Василий: патриотизм, оценка духовной разрухи, уважение к властям

Продолжаем публикацию книги прот.Сергия Филимонова "Пастырская школа митрофорного протоиерея Василия Ермакова". Начало здесь (краткая биография, штрихи к портрету: сердечная молитва, прозорливость) и здесь (скромность, дар утешения и назидания, самоотдача, деликатность).

Патриотизм

 Как истинно русский человек отец Василий болел душою за Россию. Он считал, что придет время, когда прозрачная гладь озера, имя которому «душа России»,

очистится от  мусора  и  грязи,  плавающих  поверху, и в ней отразится синь Божиих небес. Он постоянно предупреждал и священников, и своих чад-мирян:

«Как будете молиться, так все и пойдет». Говорил: «Нас было мало, но мы свалили коммунизм, этого колосса на глиняных ногах. Теперь ваш черед. Ваша задача — молиться, чтобы Россия поднялась». Батюшка неустанно напоминал о необходимости молитвы и жертвенного служения, говорил, что XXI век будет очень трудным, будут убивать душу русского человека и необходимо постоянно укрепляться внутренне, духовно.

Отец Василий считал, что русский человек должен быть православным. Для него эти два понятия тесно переплетались. Он очень критически относился к Западу и считал, что оттуда идет духовное разложение. Он был сын России и всегда думал о России. Неслучайно на его могиле выбиты слова: «Русь святая, храни веру православную, в ней же твое утверждение». Батюшка верил, что настанет час, и все наносное и чуждое, как шелуха, спадет с русского человека и возродится его духовное отношение к миру и себе самому.

«Молитесь за Россию. Все будет хорошо, если вы будете молиться»

Но при этом отец Василий всегда говорил: «Все будет хорошо, если вы будете молиться». Он настаивал на этом «если»: «Если вы будете молиться, и как вы будете молиться». Повторил это даже во время нашей последней встречи перед его смертью, как бы давая последнее благословение и вручая в наши руки дальнейшую жизнь Родины и Церкви.

До канонизации в 2000 году новомучеников и исповедников российских у отца Василия на жертвеннике постоянно лежал список всех расстрелянных в Левашовской пустыни. Он сам поминал их, и мы, подражая ему, поминали. Он уделял большое внимание поминовению всех, кто в годы гонений претерпел мучения за веру Христову. Это было молчаливым уроком для священнослужителей, которые за жертвенником вынимали частицы лишь за своих родственников и чад. Отец Василий своим примером учил нас поминать всех тех, кто служил до нас и отдал жизнь за Христа.

Батюшка родился в Болхове, на Орловщине — можно сказать, в центре России, в самом ее сердце. Он был укоренен в России, кровно отзывался на красоту Русской земли  и  ее  древние  традиции.  Между  прочим, к нему как-то особенно тянулись военные, быть может, именно потому что их долг — защищать Россию.

Отец Василий искал мысли о Родине у духовных писателей. Так, у Ивана Александровича Ильина есть глубокие рассуждения о том, что Родина — это не местность, не березки и озерца, а нечто гораздо более глубокое — все то, что связано с нашим наследием и с людьми — носителями духа. Мы защищаем не просто свою землю, а Отечество — родную землю, где живут православные люди. Защищая землю, мы защищаем свою веру. Православная Церковь — носительница духа, стержень русского народа.

Отец Василий это хорошо понимал и старался донести до каждого духовного чада, учил беспокоиться не только о своих проблемах, но и о своей стране. Не скажу, что у всех это получалось и получается до сих пор.

Несколько лет назад в наш город впервые привезли из Коломенского Державную икону Божией Матери — сюда, в наш храм. Я просил тогда наших сестер милосердия поспрашивать людей, о чем они молятся перед этой чудотворной иконой. Это, опять же, методика отца Василия. И когда мы проанализировали ответы, стало ясно, что люди не понимают самой сути. Многие приходили к Державной молиться об исцелении, о разрешении семейных неурядиц. Да, все это насущно необходимо. Но Державная — это икона, которая призвана к консолидации национального самосознания. Державная — это покров Божией Матери над Россией. Перед этой иконой человек по-настоящему верующий молится о спасении Родины, об укреплении православной веры. И когда наши сестры напоминали об этом людям, те начинали недоумевать: а как же мы сами-то

этого не сообразили, не поняли. Получается, что у людей плоскость мышления совершенно своестрадальная. Люди не привыкли молиться о спасении своего народа, о том, чтобы укрепилась вера в твоем родном городе, чтобы другие люди спасались, чтобы Господь продлил нам всем время на покаяние.

Приезд Державной иконы Божией Матери вскрыл эту проблему, и мы поняли тогда, что смысл этой иконы в миссионерстве среди своего народа. Если не молиться за Отечество, то так и будут миллиардами воровать, так и будут раздирать Русскую землю, так и будут унижать православие. Нужно учиться выходить за пределы свой духовной скорлупы. Я прошу своих прихо- жан во время утреннего правила молиться так: «Господи, помилуй и спаси наше Отечество, Церковь Русскую и веру православную».

Отец Василий учил своих прихожан не быть духовными эгоистами, приучаться к молитве за свою землю, свой народ, свое Отечество. И надо сказать, многих приучил. Это звучит на каждом вечере памяти отца Василия.

Все его служение было связано с возрождением России

Он хотел укрепить дух тех, кто слушал его: чтобы любили свою Родину, не увлекались Западом, а любили родное, отечественное, чтобы не поганили, не пачкали Родину и заботились о своей родной земле. Это было, можно сказать, лейтмотивом его жизни, особенно в последнее десятилетие: Россия, ее честь, ее возрождение — не просто экономическое, а именно  духовное — благочестия, веры в Бога, шествия к Нему.

«Быть русским — значит быть православным. Без Бога России нет»

Батюшка был истинным патриотом своего отечества. Его образ мне всегда видится рядом с ликом Казанской Божией Матери,  с  Мининым  и  Пожарским. Недаром его выпускная работа в Духовной академии была посвящена анализу времени Смуты, состоянию Москвы при польском  нашествии  и  Лжедмитрии. И всегда особенно важен для него было празднование Казанской иконы Божией Матери — дни его личного и семейного торжества.

Отец Василий  Ермаков  для меня  навсегда  связан с родиной, с Россией, которой служил все долгие годы своего священства. Такой он был человек.

Трезвая оценка духовной разрухи: Болхов и Белев

Я не был, конечно, среди тех духовных чад, которые традиционно в день Рождества Пресвятой Богородицы выезжали с отцом Василием в его родной город. В этот день я всегда служил в своем храме. Но я тоже побывал на родине батюшки.

В 1996 году, когда я был совсем молодым священником, отец Василий сказал: «Вот вы хотите в Киев паломничать — а проедьтека через мою родину, через Болхов, Белев». Сам проложил нам маршрут. Такое благословение получил не я один, батюшка многих посылал в свои родные края. Он ставил при этом несколько целей. Во-первых, чтобы паломники увидели настоящую старую Россию. Второе — чтобы своими глазами оценили степень разрухи: храмы в руинах, брошенные деревни, запущенные города. В-третьих — чтобы, помолившись на его малой родине, поспособствовали возрождению православия в дорогих его сердцу местах. И действительно, мы видим сейчас, что многие храмы и монастыри Болхова восстановлены. Это результат молитв его, и его чад, и тех многих людей, кто по его благословению молился на его родной земле.

Когда в 1996 году мы с группой наших прихожан проезжали  по  дорогам  Болхова  и  Белева,  там  была страшная картина, как после атомной войны. Брошенные деревни, запущенные поля, разрушенные коровники. Где жило прежде сто человек, оставалось четыре-пять. Остальные или уехали на заработки, или спились, или вымерли. Красивейшие места — и полностью заброшенные. Мы часто ехали проселочными дорогами, пытаясь сократить путь, и многое вызывало у нас удивление и боль за то, что произошло с Россией. Отец Василий направил нас по этому пути, чтобы мы увидели реальное бытие русского народа.

Мы приехали в Болхов под Преображение Господне. Там был всего один действующий храм. Но когда началось богослужение, храм практически пустовал. Только виднелись какие-то батюшки со знакомыми лицами. Потом оказалось, что все они тоже из Петербурга. На следующий день было Преображение, и начали приезжать автобус за автобусом. Открылась картина страшной духовной разрухи того времени. Я вышел первым, за мной еще два священника, и к нам на исповедь выстроились громадные очереди. Я исповедовал почти до трех часов дня, а очередь не уменьшалась и не уменьшалась. Было видно, что у людей большая духовная жажда, но и полная духовная запущенность, даже стерильность. Попытки дать им хоть какую-то крупичку духовных знаний были бесполезны.

Духовные болезни, что называется, прямо выпирали из входящих в храм. Люди без подготовки, без исповеди шли на Причастие. Такого количества бесноватых я никогда больше не видел. Детей подносили к Чаше с обезображенными демоническими лицами, они кричали и выплевывали Святые Христовы Дары. Очередь все прибывала и прибывала. Бабушки истерически кричали на амвоне: «Хватит уже голосить, выходи святить яблоки».

Эта картина нас просто поразила. Во время того паломничества мы воочию увидели, что происходит с людьми. Ну просто картина маслом, от нее все встало на свои места. Очень важно быть реалистом без розовых очков, иметь правильное представление о происходящем. Это дает священнику возможность нести свое пастырское служение, давать правильные советы. Священник тоже не застрахован от ошибок, но все же знание жизни и понимание ситуации помогают уберечь от ошибок своих духовных чад. Поэтому я думаю, что эти паломничества были важны отцу Василию не только для молитвы, но и для реального представления о происходящем, дающего возможность правильно подходить к людям.

Уважение к властям

Отец Василий  с  большим  уважением  относился к Владимиру Владимировичу Путину. В России, конечно, традиционно принято ругать власти, но я хотел бы назвать сегодняшнее поношение Путина нашей черной неблагодарностью. Все уже забыли 90-е годы, что тогда творилось и сколько было погибших. Забыли постоянные разборки, царство криминальных структур. Батюшка тоже об этом говорил: «Пройдите по кладбищам, посмотрите, сколько людей лежит с пулей в голове».

В Священном Писании есть такие отрезвляющие слова: «Как Содом и Гоморра …подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, так точно будет и с сими мечтателями, которые …отвергают начальства и злословят высокие власти» (Иуд. 1, 7–8). А святой апостол Павел прямо указывает: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 1, 6).

Не хулите власти. Молитесь о ней, даже если она вам не нравится, потому что это приятно Богу. Бог ждет, чтобы мы не ругались и злопыхали, а молились о том, чтобы плохое изменилось к лучшему.

Отец Василий много говорил в проповедях о прежнем богоборческом режиме, о том, как теперь изменилось отношение к православию и Церкви, и подавал пример уважительного отношения к современной власти. Когда Путин стал главой государства, отец Василий при всех сказал: «Ну вот, пришел Путин, он все распутает». И ведь он действительно стал все распутывать.

Бывало, Владимир Владимирович приезжал на Серафимовское кладбище и никто не знал, что он приехал. Поэтому всем было непонятно, когда отец Василий выходил на порог храма и совершал поясной поклон. Потом оказывалось, что именно в этот день глава государства посещал на Серафимовском могилы своих родителей.

Батюшка прилюдно показывал свою симпатию, любовь и уважение к Владимиру Владимировичу Путину, говорил: «Путин придет и все распутает»

Осуждать легко. Но надо понимать, какой тяжелый крест несут люди, облеченные властью, в каких сложных обстоятельствах они действуют. Россию со всех сторон поливают грязью и стараются ей досадить. Так было всегда. И всегда Россия стояла насмерть и ценой великих потерь спасала мир. Так было при монголах, так было при Наполеоне, при Гитлере. Сейчас хулители опять объединились и гавкают на нас. Напомню всем стихотворение Пушкина «Клеветникам России». Оно написано по поводу восстания в Польше 1830–1831 годов, когда Европа захлебывалась в ненависти к нашей стране и грозила войной.

За что ж? ответствуйте: за то ли,

Что на развалинах пылающей Москвы Мы не признали наглой воли

Того, под кем дрожали вы?

За то ль, что в бездну повалили

Мы тяготеющий над царствами кумир И нашей кровью искупили

Европы вольность, честь и мир?..

Это еще  один  пример  уважительного  отношения к своей стране ее верного сына. Как видите, сейчас не происходит ничего нового. Такое ощущение, что читаешь про сегодняшние дни. А отец Василий исполнял то, что назначено священнику — молился о стране и ее властях.

Продолжение следует.

 

Новости

Статьи