Расписание богослужений Наши издания События Как помочь? Контакты
+7(812) 495 48 10 Секретарь храма
+7(812) 557 78 98 Дежурный храма

Главная   Статьи   Разговор со священником   О христианском подвиге

Разговор со священником

О христианском подвиге

Проповедь прот.Сергия Филимонова, 1 января 2023 г., день памяти св.мч. Вонифатия и Илии Муромца

Делать то, что должно

Сегодня, дорогие братья и сестры, поговорим о христианском подвиге. Еще в советское время Василь Быков в своих произведениях описывал подвиг, как в нужное время делать то, что должно. Видите, очень короткое определение и никаких высокопарных слов: в нужное время делать то, что должно.

Сегодня мы празднуем память двух святых, которые совершили подвиги. Один из них, святой мученик Вонифатий, совершил молниеносный или быстрый подвиг. А другой, Илия Муромец, совершил долгий подвиг, требовавший большого терпения.

Мгновенный подвиг святого мученика Вонифатия

Святой мученик Вонифатий был рабом богатой молодой римлянки Аглаиды и состоял с ней в беззаконном сожительстве. В блуде и в винопитии проводили они свои дни. Аглаида узнала, что если с благоговением хранить в доме мощи святых мучеников, то их молитвами легче получить спасение. И она отправила Вонифатия за мощами мучеников в город Тарс, где тогда шли гонения на христиан. Прибыв в город, он увидел, как мучают христиан и как они ревностно исполняют свою заповедь верности Христу. Потрясенный их стойкостью, он воспылал ревностью о Христе и воскликнул: «И я — христианин». И, будучи человеком некрещеным, он принял Крещение в собственной крови. Это и есть сверхъестественный, молниеносный подвиг.

Возможно и в наше время, кто-нибудь из воинов на фронте, будучи некрещеными, воспылав любовью ко Христу, погибают, крестясь в собственной крови. И уходят на Небеса как святые.

Многие люди, обращаются к Вонифатию, потому что не могут перебороть свои слабости и пороки, не могут выдавить из себя смертный грех, не хватает сил. Стыд и позор заливает их сердце и душу. А молясь святому Вонифатию, люди получают помощь и преодолевают оковы греха. Особенно молятся ему люди, которые злоупотребляют алкоголем и хотят вырваться из плена этого недуга.

Долгий подвиг преподобного Илии Муромца

Илия Муромец — пример совершенно другого подвига. С детства и до 33 лет Илья был парализован, что подтверждают современные исследования его мощей. Чудесным образом он получил исцеление от трех вещих старцев — калик перехожих (нищих странников). Калики перехожие — это были глубоко верующие люди, молитвенники, которые ходили по Руси, пели народные песни, поднимали дух народа. По их молитвам Илья исцелился, встал с одра и пошел сражаться за Русь-матушку, за стольный град Киев и за князя Владимира.

Но какой же это тяжелый подвиг — 33 года пролежать обездвиженным. Вокруг кипит жизнь, надо родителям помогать, боронить, сеять, а он ничего не может сделать. Все за ним ухаживают, все ему помогают, а он 30 лет терпит свою немощь. А после телесного выздоровления он сменил один подвиг долготерпения на другой — сражаться за Русь-матушку. И для нас жизнь святого Ильи Муромца являет собой пример долговременного подвига.

Препятствия для подвига

В Священном Писании очень много примеров кратковременного и долговременного подвига. Преподобный Авва Матой, подвижник пятого века, говорил: «Предпочитаю правило легкое, но постоянно совершаемое, правилу трудному в начале, но скоро потом оставляемому». Это же можно сказать и о подвиге.

Воспламенение — это не для всех, это только для таких избранных личностей как святой мученик Вонифатий. Нам же с вами предстоит подвиг долговременный и надо настроиться на долгую дистанцию в Царствие Небесное.

Этому подвигу препятствуют две крайности. Первая крайность — это расслабление, комфортная жизнь, в которой погряз весь мир. Человек не идет к Богу, когда все хорошо: зарплата нормальная, пенсию платят, бомбы на голову не падают, продукты в магазинах есть, лекарства есть, врачи лечат. Человек начинает расслабляться.

Вторая крайность — это, наоборот, тяжелые внешние обстоятельства, которые окружают человека. Жить стало очень тяжело: пандемия, военная операция, зарплата маленькая, лекарства исчезли, надо работать с утра до вечера, чтобы прокормиться. Такие обстоятельства дают человеку самооправдание: некогда ходить в храм, нет времени молиться, нет ни сил, ни средств помогать ближним. Обе эти крайности убивают подвиг христианина. А без подвига невозможно войти в Царствие Небесное.

Ищи подвиг по силам и спасешься

Высшая цель христианской жизни — войти в Царствие Небесное, соединиться с Богом в вечности. Это наша стратегическая духовная цель. Преподобный Никодим Святогорец говорил о четырех необходимых условиях стяжания Святого Духа: не надеяться на себя, всегда уповать на Бога, непрестанно подвизаться, всегда пребывать в молитве.

Терпеливое несение креста надо соединять с непрестанным подвигом. Подвиг — это непрекращающееся духовное делание, одно из условий соединения с Богом. Положено поститься — постишься, положено молиться — молишься, положено идти в храм в воскресный день — идешь, положено идти на Всенощное бдение — идешь, если у тебя немощь — включил интернет и смотришь службу по трансляции. Это и есть подвиг.

Но совершать этот подвиг нам все время мешают разные жизненные обстоятельства. Переболел ковидом, потерял силы, не можешь поститься. Но это не значит, что о подвиге можно забыть. Сбили тебя с ног внешние обстоятельства жизни, разрушили твой подвиг. Но найди ту меру, которая позволит тебе этот подвиг нести в болезни, в когнитивных расстройствах, в душевных, телесных или бытовых неурядицах. Опустился, сломался, упал — вставай и иди дальше, трудись, а не оправдывай себя внешними обстоятельствами. Трудно, но когда человек пришел в себя, он должен помолившись, укрепившись Божией благодатью, встать на ноги и продолжить свой путь. Без подвига не будет возможности стяжания Святого Духа.

Есть разные виды подвига. Не можешь нести прежний подвиг — благословись, и переходи к другому виду подвига, который тебе по силам. Милосердный подвиг — помогай ближнему. Подвиг молитвенный — молись за других людей и за тех, кто находится в беде. Не можешь поститься — рот закрой, молчи, не говори гадкие слова, не выпускай змею из своего рта. Можешь сказать хорошие слова — говори.

Всегда можно найти подвиг по силам. Совесть христианская должна подсказать. Пришел в себя после болезни — начинай мобилизовывать себя в телесном плане.

У кого то есть проблемы с неумеренным потреблением алкоголя. Выпил, закусил, свалился. Но есть Братство трезвости, есть Сообщество анонимных алкоголиков. Ну сорвался ты — возьми себя в руки, встань и иди дальше, даже если от тебя перегаром несет. Хоть с перегаром, хоть на коленях ползи, но спасайся. Это и есть подвиг — взять себя за шкирку и делать то, что должно в нужное время.

Несение подвига — долг христианина

Боевые психологи говорят о том, что есть две причины, почему люди ломаются во время войны или общественных бедствий. Первая причина — думают, что все скоро и быстро закончится. Не заканчивается — сломались. Вторая причина — думают, что никогда не закончится. И тоже ломаются, потому что в них возникает дух уныния. А кто же выдерживает? Те, кто не смотря ни на что делают то, что положено.

Вспомним блокадный Ленинград. Люди совершали подвиг. Есть было нечего, немцы бомбили город, люди гибли от голода и холода, но не смотря на это, они шли к станкам и делали снаряды. Священники шли в храмы, служили Божественную Литургию, молились о победе русского воинства. Музыканты играли симфонии Шостаковича, композиторы писали музыку, в Аграрном институте берегли семена и проводили исследования.

Это и называется: делай то, что должно, даже когда тебе очень-очень трудно, когда внешние обстоятельства тебя сбивают с ног. И вот как раз христианский подвиг и заключается в том, чтобы независимо от обстоятельств совершать то, что должно. Потому что иначе не достигнуть Царствия Небесного. Какой ты христианин, если подвига не несешь? У каждого свой подвиг. Я вам напоминаю насколько это важно — не оправдывать себя обстоятельствами, а выбирать подвиг по силам и нести его.

Мы не имеем никаких оправданий перед Господом и не должны оправдываться. Ему приятно, когда мы все соразмерив, находим то, что нам по силам и стараемся хоть понемногу, хоть маленькими шажками, но идти Ему навстречу и делать то, что Он благословляет. Это путь нашей жизни. Это и называется Промыслом Божиим. Это называется испытанием, а претерпевший до конца получит венец славы, чего вам и желаю. Аминь.

Новости

Статьи