О зависти
Проповедь прот.Сергия Филимонова 19.08.2023 г., Преображение Господне
На иконе Преображения Господня всегда изображается пять фигур: три апостола и два пророка. В чем здесь смысл? Мы знаем, что Господь исполнял в точности все пророчества о Себе. Когда Его пытались в чем-то обвинить, Он говорил: «Я всегда соблюдал то Священное Писание и тот закон, который был от Моисея» (ср. Мф. 5, 17). И именно в день Преображения Господня мы видим, что Господь четко соблюдает постановления, описанные во Второзаконии, а именно: «при устех двою свидетелей и при устех триех свидетелей да станет всяк глагол» (Втор. 19, 15). То есть будет истинное свидетельство. Во-первых, взято три свидетеля из мира земного: святые Петр, Иаков и Иоанн Богослов, будущие апостолы. Из мира неземного Он взял двух свидетелей: пророков Моисея и Илию — и с ними беседовал. Поэтому все, что происходило, было утверждено печатью исполнения закона Моисеева. Господь не берет только одних апостолов или только одних пророков, но берет из этого мира и из того мира, исполняя постановление полностью, причем один из пророков взошел на Небо живым (святой Илия), а другой пребывал в аду, на лоне Авраамовом (святой Моисей).
Что касается апостолов, то святые отцы объясняют: Господь не случайно выбирает апостола Петра, потому что тот свидетельствовал от Отца: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16, 16). Он выбирает апостола Иакова как первомученика среди апостолов. Он берет апостола Иоанна как чистейший орган богословия из всех Своих учеников. Ему одному была дана возможность слышать биение сердца Спасителя, лежа у Него на груди.
Господь же мог и других учеников выбрать, но выбирает именно этих, не боясь, что между ними возникнет какая-то перепалка, как это описано в Святом Евангелии, когда апостолы начинают делить места и спрашивать: кто больше, а кто меньше (см. Мк. 9, 34); «Даждь нам, да един о десную Тебе и един о шуюю Тебе сядева во славе Твоей» (Мк. 10, 36). То есть начинается такая, что называется, человеческая чехарда. Мы видим, как проявлялась зависть среди учеников Божиих, а пика она достигла в Иуде, что привело его к предательству Господа. Но Господь ничего этого не допускает. «Иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга» (Мф. 20, 26). Раз, и все, раздор пресечен. Или говорит: «чашу убо Мою испиета, и крещением, имже Аз крещаюся, имате креститися: а еже сести одесную Мене и ошуюю Мене, несть Мое дати, но имже уготовася от Отца Моего» (Мф. 20, 23). Иначе, Чашу Мою: чашу страданий, унижений, оскорблений во время благовестия — это будете пить. Ее Я вам дам, пожалуйста, на здоровье, пейте со Мной эту чашу, разделите со Мной ту горечь, которую Я пришел прожить, а кому сесть рядом со Мной, это не Мне дано решать, не Я об этом сужу, а Отец Мой Небесный. И все. Пришлось им всем опять успокоиться. Господь ставит на место апостолов, когда у них начинается проявление человеческих страстей, когда они теряют из виду Царствие Божие, когда не понимают, для чего пришел Христос и что Он должен совершить.
И в духовном мире, и в монастырях, и в церковной жизни, и в мирской — зависть везде есть. «Почему тот, а не я? А что, я хуже? А что в них такое?» И начинается клевета, уничтожение, топтание, оскорбление, унижение тех, на кого пал выбор. Люди, в которых бурлит зависть, которые подчинились ей, устраивают на работе саботаж, накручивают одних родственников против других, клевещут на ближнего, идут против духовника и своих же братьев и сестер. В этой злобе человек считает себя обойденным и обиженным, а у Бога обойденных нет. У Бога есть план в отношении каждого человека. И Господь нам с вами говорит: «Не вы Мене избрасте, но Аз избрах вас» (Ин. 15, 16).
Это нам кажется, что этот человек недостоин, что он малограмотен, у него несвязная речь. Вспомним Моисея, за которого говорил Аарон. Господь избрал косноязычного Моисея, потому что увидел в нем глубокую веру, преданность и другие важные добродетели, увидел, что именно он готов вывести народ из рабства. Не странно ли — к такому великому делу призывается косноязычный пастух из пустыни, человек, который кроме блеяния овец, вокруг себя ничего не видит и не знает? Как так! И мы видим потом, как вся эта зависть проявлялась в евреях, изошедших из Египта. Помним, как они роптали, унижали святого Моисея, даже пренебрегали его руководством, но Господь все ставил на место. Мы знаем, что часть людей, которые все это делали, даже погибла, земля разверзлась и поглотила их (см. Числ. 16).
Мы должны научиться останавливать себя, когда завидуем: я же лучше, почему батюшка больше внимания уделяет другому? Я же такой умный, способный, так много делаю, а внимание не мне, а тому, мало делающему. Это тайна Божия, почему Господь приближает или отдаляет человека, почему Он хочет ему помочь. Мы не знаем причин. Быть может, у человека трудный период, еще немного, и он сломается. И Господь старается ему помочь. А ты завидуешь и считаешь, что происходит несправедливость. Зависть ослепляет и губит.
Мы помним, как Господь эпендитом препоясывался, умывал ноги Своим ученикам (см. Ин. 13) и говорил: «иже аще хощет в вас быти первый, буди вам раб» (Мф. 20, 27). То есть призывал к тому, чтобы человек был скромнее, боролся с пороком гордости, не вылезал, не выскакивал, а делал то, что ему положено, старался служить Богу и людям, порой ставил себя на последнее место. Эта борьба со страстями необходима, чтобы плотской человек мог обоживаться, одухотворяться.
Обратите внимание на эти моменты Святого Евангелия и сами для себя сделайте выводы: не завидуйте никому, благодарите Бога за все, что Он вам посылает, за те дары, которые у вас и внутри вас есть, благодарите за то, что вы ходите в церковь, добродетели могут расти, а страсти перебарываться, за то, что Господь вас не оставляет, продляет вашу жизнь, за то, что вы видите, слышите, приходите в церковь на своих ногах, что у вас не выжжены глаза, не обрублены руки, что не ходите на протезах, не парализованы и не лежите в кровати. Благодарите Господа за то, что Он благословляет вашу жизнь, как благословляет сегодня начатки плодов, принесенных вами. Благодарите Господа за то, что вы не несете сегодня в храм вместо яблок и винограда осколки гранат и ракет. Благодарите за то, что имеете крышу над головой, что Господь посылает вам еду. Благодарите за жару и прохладу, за дождик и ясное небо.
Если будете стараться так устроять свое внутреннее естество, тогда получите взамен своей благодарности благодарение от Господа и не услышите: «Не десять ли очистишася? Да девять где?» (Лк. 17, 17) «Почему только один вернулся ко Мне поблагодарить и тот самарянин?» (ср. Лк. 17, 15–16). Учитесь благодарить Господа за то, что мы вместе можем быть на Божественной литургии и причащаться Святых Христовых Таин. Благодарите за то, что храм не разрушен, за то, что мы не в секте, что у нас нет, как на Украине, автокефалии. Священники истинной канонической Церкви молятся где-то тайно, в катакомбах, а их паства лишена и причастия Святых Христовых Таин, и других Таинств, а вы можете спокойно прийти и все это получить. Благодарите за то, что не сидите в тюрьме, как наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел (Лебедь) и вам, как ему, не предъявляют обвинения за «оправдание действий РФ» на Украине, что у вас не отнимают храм, не гонят из него, как монахов Киево-Печерской лавры. Учитесь быть благодарными, и Господь пошлет вам тысячи разных благословений.
Еще раз поздравляю с праздником и увещеваю: не завидуйте никому и ничему и благодарите Господа за то, что у вас есть.
19.08.2023 г., Преображение Господне