О Промысле Божием
Проповедь прот.Сергия Филимонова 20 ноября 2022г., преподобного Кирилла Новоезерского.
Не стоит рассуждать о судах Божиих, потому что мы их все равно никогда не поймем. Между тем мы зачастую начинаем думать за Бога. Например, возмущаемся, когда нам что-то не нравится. И в этом корень многих наших проблем в том. Пути же Господни неисповедимы.
Сегодня в числе множества святых празднуется память святого Кирилла Новоезерского или, как его еще называют, Кирилла Белого. Может быть, никто бы никогда не узнал о нем, если бы его личность не была связана со спасением Царя Иоанна Грозного. Обратимся к житию преподобного Кирилла Новоезерского. «В 1542 году царю Иоанну Васильевичу Грозному явился во сне благообразный старец-монах и сказал: «Царь, не ходи завтра в палату до третьего часу дня». И указал, в какую именно палату не ходить. «Чего ради?» — спросил царь. — «Чтобы не умереть напрасной смертью». — «Кто ты, как твое имя и как ты осмелился войти в мои покои?» — спросил царь. «Имя мое Кирилл Белый, пустынь моя находится в 30 верстах от Белозерска, — ответил старец и, прибавив — Послушай меня, царь, сделай то, что я тебе сказал», — исчез». Будучи уверен, что явившийся ему монах послан от Бога, молодой тогда царь молился всю ночь. Наутро он не пошел в покои, которые указал преподобный Кирилл, хотя и имел обыкновение ежедневно бывать в них, и стал ждать объяснения слов старца. «Между тем в палате с утра собрались князья, бояре и придворные и ожидали царского выхода, недоумевая о причинах необычного замедления. В третьем часу дня послышался грохот, как бы от грома, палата потряслась и упала, задавив под собою множество людей». Царь же остался жив.
Мы знаем историю правления Иоанна Грозного, противоречивость его поступков и деятельности в целом, его болезненное экспрессивное поведение, его кровавый террор. Попробуем взвесить, чего было больше в его деяниях, доброго или злого. Воровство, казнокрадство, взяточничество на государственном уровне существовали всегда. Но Иоанн Грозный не ждал решений тогдашней Государственной думы. Он сразу казнил предававших Отечество или перепутавших свой карман с государственным. Был создал специальный орган, средневековый НКВД, назовем его так, фильтрующий людей, которые вели себя недостойно. Безусловно, как и во времена Сталина, очень часто попадали под эту секиру и люди невинные — те, на кого распалялся негодованием царь. А он был гневлив настолько, что убил собственного сына. Но однозначно оценить никакого человека нельзя. На другой чаше весов лежит истинная забота царя Иоанна Грозного о своем Отечестве, его успешные военные походы. Он и Казань брал, и Кемь брал, как мы помним по известному фильму.
В Московском Кремле есть собор, где захоронены все наши главы государств того времени, великие князья: и Димитрий Донской, и Михаил Тверской, и многие другие. Когда я был там, то, ходя между гробницами, молился про себя (там нельзя было служить панихиду) канонизированным князьям. К своему удивлению я обнаружил, что гробница Иоанна Грозного находится отдельно от всех этих царей — практически в алтаре, на границе солеи и алтаря, будучи совершенно удивительным образом, отделенной от всех других. Вряд ли это случайность.
Его жизнь порождает много вопросов. Почему, зная, что Иоанн IV многих утопит в крови, Господь через святого Кирилла Новоезерского спас ему жизнь? Зачем послал к нему преподобного? Грозный узнал своего святого спасителя на иконе (Это был прижизненный образ чудотворца Кирилла, пребывавший в обители со времени жизни преподобного. Иногда иконописцы еще при жизни того или иного старца старались запечатлеть его образ, предполагая, что возможно, он будет канонизирован. Именно так в начале XVI века был зарисован святой Ефросин Псковский; первые иконы преподобного Серафима писались с его прижизненных портретов. Ещё раньше, в 1427 году, преподобный Дионисий Глушицкий написал с натуры святого Кирилла Белозерского. Его портрет уже оказался иконой, поскольку сразу был исполнен в иконописной манере. Этот образ хранится сейчас в Третьяковской галерее), вызвал к себе игумена монастыря, который основал преподобный, пожертвовал утварь и деньги на расширение обители, а через пять лет состоялась канонизация преподобного Кирилла Новоезерского. Возможно, он не был бы так прославлен, если бы не эти события.
Смотрите, Господь посылает к Грозному неизвестного святого. Он как бы проверяет, как отреагирует царь. А может, не отреагирует вовсе? Он же намеренно не послал Своего известного угодника, проверяя царское смирение и глубину веры.
Однако все равно открытым остается вопрос о предвидении Господом дальнейших путей жизни царя Иоанна. И здесь надо сказать о многомилостивости Господа. Он дает возможность человеку выбор — пойти в сторону добра или в сторону зла, в сторону кровавых свершений или многих милостей, пожертвовать собой или пожертвовать другими. Господь не ограничивает свободу выбора. Зная, что этот человек может пойти по кровавому пути, Господь все же оставляет его в живых и предоставляет самому делать свои выборы. Господь не ограничивает нас. Он дает каждому определиться самостоятельно.
Мы удивляемся, как человеколюбивый Бог попустил кровавому деспоту остаться в живых, чтобы править кровавую тризну в нашем государстве. Ео нам не понять путей Божиих. Не понять, почему часто люди недостойные занимают высокое положение. Некоторые восклицают: взгляните на Зеленского, Байдена, Бориса Джонсона, Лиз Трасс! Почему Господь разрешает таким недостойным людям стоять во главе государств? Я не буду рассуждать здесь о политических причинах, их подробно обсуждают аналитики в средствах массовой информации. Наша задача — искать ответы духовные. Есть такая церковная притча. Некий монах молился в глубокой пустыне. Вдруг ему является Ангел и говорит: «Отче, пришло время, тебе нужно стать епископом в такой-то земле». И монах затщеславился, возгордился внутренне: «Заметили меня в далекой пустыне. Меня, такого аскета. И теперь я по заслугам своим стану епископом». Ангел же прочитал его мысли и говорит: «А ты, отче, особенно не возносись. Просто не нашлось человека хуже тебя, более жестокого, горделивого и своенравного. И поэтому Господь избрал тебя главой народа такого же нечестивого, гордого, тщеславного и жестокого — к их жестокости будет прибавлено еще и твое правление».
А мы еще не верим в человеколюбие и справедливость Бога. По Сеньке и шапка. Каков народ, таких Господь ставит и правителей. Что происходит в народе, то происходит и во власти. Бог был надо всеми нами и в советское время. Вспомним сына Сталина Василия. Он был летчиком, увлекался хоккеем, патронировал свою команду хоккеистов. Однажды пришел к Сталину Вольф Мессинг, был тогда такой человек с даром предвидения (мы не относим его к разряду людей церковных, святых), и сказал: «Пожалуйста, пускай твой сын и команда не летят в такой-то день на таком-то самолете. Они разобьются». И что сделал Сталин? Он сына придержал, а самолет с командой отправил. Чем руководствовался тиран, нам непонятно. То ли он не верил Мессингу, хотя уже неоднократно убеждался в правдивости его предсказаний. То ли хотел одного сына оградить. Такой вот зверский поступок. Погибла вся команда. Это были военные люди — хоккейная команда Военно-воздушных сил. Василий Сталин тяжело переживал гибель товарищей. Но такова его судьба. Ему было предначертано остаться в живых через человека, который совершенно никакого отношения к нему не имел. Господь правит нашей жизнью, и порой люди недостойные занимают определенные места, потому что эти должности требуют определенных качеств и действий.
Мы думаем об антихристе и удивляемся, зачем ему рождаться. Если Бог нас так любит, то зачем посылать в мир это страшное существо? Ведь он три с половиной года будет править всем миром. Но Господь все же поставит его, потому что часть людей возлюбит больше тьму, нежели свет. Часть людей пойдут по пути греха, как делают это и сейчас. Они станут слугами антихриста. Зато другие проявят себя мучениками за Христа.
Бог правит нашим миром, нашими судьбами, и мы иногда не сможем понять Его воли: почему происходит так, а не иначе, почему одни люди возвышаются, а другие унижаются. Но думая об этих материях, мы не должны рассуждать по-мирски. Сейчас идет специальная военная операция, наши воины гибнут на передовой, часто не дожив до двадцати пяти лет, а на этой неделе сажают за взятки часть Администрации Василеостровского района. Матери теряют своих детей, жены — мужей, а в это время ко-то ворует миллионы. Людей ничего не останавливает. Вот Господь и попускает все эти события, чтобы вся шелуха и дрянь всплыли на поверхность. В другое время, может быть, эту грязь бы и оставили лежать на своем месте. А сейчас Господь вычищает эти Авгиевы конюшни — тех людей, которым абсолютно все равно, что происходит с другими.
Не нам рассуждать о путях Промысла Божиего. Господь одним жизнь оставляет, а у других жизнь забирает. Он спасает царя, который вскоре утопит в крови полстраны и ставит недостойного епископа над народом, который погряз в грехах, жестокости и своенравии. Все в руках Божиих. Мне хотелось бы, чтобы мы это помнили на примере сегодняшнего жития Кирилла Новоезерского и его уже загробного явления Иоанну Грозному.
Будьте уважительны к Богу, уважайте Его Промысл. Он правит этим миром и делает то, что считает нужным для спасения душ человеческих. Ведь если бы не последние трагические военные события, у мира не было бы шанса на покаяние. То, что началась такая большая война и пошел шум по всему миру, — это ведь Господь дает нам шанс на покаяние, новую отсрочку. Вспомните Апокалипсис. Бог все еще терпит и милосердствует при всех этих необузданных и нечестивых правителях. Поэтому не надо мудрствовать, роптать и песочить Зеленских, Шольцев и иже с ними. Все они поставлены на свои места по воле Божией. Это Божий Промысл, Божия воля для того, чтобы все проявилось и всколыхнулось, чтобы все, в конечном итоге, встало на свои места. Пути Господни неисповедимы. Примите все происходящее, больше следите за собой: за своими грехами, за исполнением заповедей Божиих, за тем, как вы молитесь, как участвуете в Таинствах. Следите за собой. От вас не требуется решать проблемы планетарного масштаба. Ваша маленькая планетка — ваш дом, ваше сердце. Вот и занимайтесь ею, поливайте Божией росой, а в непонятное не вмешивайтесь.
Мы по сравнению с Богом — мошки. Не нужно нам лезть в те дела, которые нас не касаются. Бога благодарите и укрепляйте свое доверие к Нему: «Господи, Тебе доверяю: все, что Ты делаешь, Ты делаешь так, как надо. Ты ни в чем не ошибаешься». Чаще повторяйте молитву Оптинских старцев: «Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой».
Ничего случайного нет. Бог все делает во благо мира, вашей семьи и ваше собственное благо.
20.11.2022
Память преподобного Кирилла Новоезерского