Расписание богослужений Наши издания Как помочь? Контакты
+7(812) 495 48 10 Секретарь храма
+7(812) 557 78 98 Дежурный храма

Главная   Статьи   Разговор со священником   Исследуйте пророчества: какого они духа?

Разговор со священником

Исследуйте пророчества: какого они духа?

Проповедь прот.Сергия Филимонова от 15.01.2022 г., прп. Серафима Саровского

Сегодня, дорогие братья и сестры, я бы хотел продолжить тему, которую я поднял первый раз несколько воскресений назад. Говорить будем о пророчествах и как к ним правильно относиться.

 Преподобный и богоносный отец наш Серафим Саровский обладал даром видеть прошлое, настоящее и будущее. Он мог раскрыть малейшую деталь жизни любого человека. Многие письма он даже не читал; ему достаточно было положить руку на запечатанный конверт и тут же надиктовать ответ. Батюшке были открыты человеческие души, человеческие судьбы и их будущее. Пророчествовал он и о будущем мира, о будущем России, об антихристе, о Дивеевской обители, поэтому к нему было обращено особенно много внимания. Сегодня мы видим, что большинство его предсказаний сбылось. Однако исследователи творений святых отцов всегда осторожно относятся к свидетельствам современников этих святых. Так они говорят, что часть предсказаний прп. Серафима Саровского была додумана и надумана, потому что первый биограф старца Мотовилов Николай Александрович был психически не совсем здоровым человеком, достаточно экзальтированным, и, фиксируя беседу с батюшкой в своих дневниках, вполне мог добавить собственные представления.

 К пророчествам святых мы должны относиться правильно, особенно сегодня, когда повсюду много лжи, всякого обмана, заблуждений, а часть верующих людей падка на всякого рода пророчества. Мы помним, как в девяностые годы все готовились к пришествию антихриста: запасались керосином, сушили сухари, закапывали мешки с провизией под землю, создавали кладовые, как белочки, — помним весь этот ажиотаж, который был вызван совсем нездоровыми людьми и неправильным отношением к пророчествам. Необходимо делать выводы из всех существующих предсказаний. Например, Господь говорил о последних временах мира, дабы призвать нас к духовному трезвению. Пророчества имеют для нас большую пользу, если настраивают на дух христианского трезвения и покаяния. Такие пророчества являются истинными.

 Мы с вами призваны, как говорит св. апостол, к различению духов — какие духи от Бога, а какие не от Бога (1 Кор. 12, 4–10; 1 Ин. 4, 1). Это призвание христианина, которому он должен учиться, а не просто безголово приходить в церковь и совершать обряды. Неучащийся на обрядовом уровне так и останется. Конечно, хорошо, что он приходит в храм, но он рискует застрять на этом уровне; а в церкви надо жить немножко большей рассудительной жизнью. Посмотрите, что и как говорит Господь наш Иисус Христос. С одной стороны, Он как бы сетует, плачет, пророчествуя об Израиле (Мф. 23, 37–39), а с другой стороны, призывает всегда молиться и не унывать в силу того, что не познают люди время пришествия Его. «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф. 25, 13).

 Господь предрекает нам о последних временах. Так, в последние времена «… будут двое на поле: один берётся, а другой оставляется»; как во дни Ноевы, когда люди жили беспечно «… не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых» (2 Пет. 2, 5). Господь не случайно напоминает об этом. Было пророчество Бога о потопе и о том, что люди должны каяться. Действовало оно 120 лет, но никто на него не реагировал, а над Ноем смеялись как над безумным. Но «безумие» Ноя закончилось вместе с водами потопа. Все, кто смеялся, погибли под водой, спаслось только семейство праведника, которое приняло и усвоило это пророчество покаяния. Что же предшествовало предреченному Богом?

 Господь воззрел на землю и увидел, что дела людей злы, и раскаялся Господь, что создал человека. Вот тогда Он начал предупреждать о воздаянии за нечестие. Как во дни Ноевы люди ели, пили, веселились, так и в наши дни люди будут вести жизнь расслабленную, не задумываясь о будущем. Как будто не будет Страшного Суда, как будто не будет конца света, как будто не будет второго пришествия Христова. Эти события больше интересуют нас, верующих, потому что все предстанем на Страшном Суде, чтобы дать ответ Богу Христу нашему, как мы жили, какими были христианами, как соблюдали заповеди Божии. И так будет. «Один берётся, а другой оставляется» — как бы произойдет такое прорежение 50:50. Мы видели это во время пандемии: в семье один человек умирает, а другой выздоравливает; одного везут в реанимацию, а другого домой; т.е. в одной и той же семье одни выжили, а другие умерли. В духовном плане так же: оставляется тот, кто помышляет о горнем, а проводящий беспечную жизнь забирается. Последний теряется в жизни духовной, становится духовно мертвым, поэтому захватывается силами вражьими.

 В последние дни появятся лжехристи, но вы не верьте им, предупреждает нас Господь. «Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого», тогда один возьмется, а другой оставится. «Не я ли буду забран?» — мы задаем себе вопрос, — «Господи, прости меня, грешного. Господи, прими мое покаяние». То есть у нас сразу же появляется покаянное настроение — то, к чему и призывает нас Господь. Говоря о Своем пришествии «ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада», Господь Иисус Христос призывает нас к духовному трезвению и рассуждению, чтобы мы не доверяли всякого рода явлениям, а исследовали, испытывали их Священным Писанием, Евангелием и огнем Святого Духа. Испытаем, и тогда все окажется на своих местах. И, конечно же, Он зовет нас к покаянию.

В ветхозаветные времена пророк Иезекииль возвещает слово Господне: «Посему так говорит Господь Бог: так как вы говорите пустое и видите в видениях ложь, за то вот Я — на вас, говорит Господь Бог». Вот Я — на вас, народ твердолобый и жестокосердный, —изрекают и другие пророки (Иез. 13, Иер. 5). Читаешь, и страх охватывает: ничего себе, какое жесткое предупреждение! И что, какая реакция? Да никакой реакции. Предупреждал-предупреждал народ израильский, а реакции у половины нет.

Вспомним пророка Божия Иеремию — его вообще считали за предателя, за предателя национальных интересов, так как он все время говорил: «Настанет день, когда придет Навуходоносор, и вы должны ему покориться, а не вступать в войну. Тогда вы спасете Израиль от разрушения». И что, послушались? Послушались, но лжепророков. Иеремия говорил устами Божьими, а чем ему воздавали? В колодец сажали, избивали, унижали, топтали, поливали грязью, но никак не слушали. И чем пророчество закончилось? Сожжением Иерусалима, пленением вавилонским, уничтожением царской семьи. На глазах у иудейского царя всех его сыновей и дочерей поубивали. И что? Господь устами пророка говорит царю Седекии: тебя же предупреждали, не раз предупреждали; как ты отреагировал на это? Никак. Впоследствии Навуходоносор ослепил Седекию.

 

Вот и в наше время люди будут реагировать никак, о чем предупреждает нас Господь. Вспомните Святое Евангелие: «Но как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: Ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег, И не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24, 37–39).

А какие пророчества прп. Серафима Саровского важны для нас? Те, что касаются покаяния и духовного трезвения. Есть еще спорные пророчества о расширении России, о всероссийском царстве и т.д., а как они совершатся нам неведомо. Многие предсказания имеют глубокий духовный смысл и исполняются не буквально, не точка в точку. Однажды преподобный велел рыть канавку по тропе, на которую ступала Богородица, а для начала велел обнести её колышками и камешками, чтобы не затерялись границы земельного надела. Придет антихрист к этому месту, и встанет свет от земли до неба; и не сможет сын погибели перейти Богородичную канавку. Однако современные толкователи не могут до конца разрешить это пророчество. Как это будет: буквально по сказанному или в другом виде? Или антихрист не коснется сердца человека, который читает Богородичное правило? А канавка Царицы Небесной где должна быть у нас? Вокруг сердца; там должна вращаться молитва Иисусова и Богородичная молитва. Но все же до конца не все нам понятно.

Прп. Серафим Саровский пророчествовал о нас и о наших предшественниках; о том, что великие люди будут умерщвлены и земля русская будет залита кровью; о том, что вера христианская будет в поругании и что такого издевательства над верой, такого гонения на христиан не было во времена римских императоров и никогда прежде. Даже во время французской революции не было такого, что будет в России, говорил преподобный. И что же? Пришло время, и все сказанное сбылось. И праведный Иоанн Кронштадтский об этих временах предрекал Царю, говорил народу: покайся, народ русский! И что, услышало эти призывы его поколение? Кто-то услышал, а кто-то и нет.

Мы видели, как наша земля была залита кровью после 1917 года, видели, что произошло. И только теперь мы начали в себя приходить после девяноста лет богоубийства, после массового уничтожения людей, жестокого кровопролития. С 1917 по девяностые годы ХХ века погибло 90 млн. человек — столько людей мы потеряли. Можно наполнить весь Петербург кровью погибших в революцию, в гражданскую войну, в войну отечественную... Прп. Серафим Саровский, Оптинские старцы об этом предупреждали, кто послушал? Кто послушал прп. Варсонофия Оптинского? А люди должны были предуготовиться к этим событиям. Как? Естественно, не запасами бочонков с грибами и мешков с провиантом.

Отец Василий Ермаков предупреждал нас в конце своей жизни: «ХХI век будет очень страшный для вас. Но убивать вас будут не физически, убивать вас будут духовно. Поэтому вам надо подготовиться к ХХI веку». Спрашивали: «Батюшка, а как же подготовиться»? Он пояснял: «Молитвой надо готовиться, укрепляться надо». Укрепляет любого человека молитва, жизнь по заповедям Божиим, участие в церковных Таинствах. И часто в своих проповедях о. Василий говорил: «Укрепляйтесь, укрепляйтесь, укрепляйтесь». И я вам передаю батюшкины наставления: молитва, жизнь по заповедям Божиим, участие в церковных Таинствах укрепляет христианина в вере. А служил батюшка как раз в храме прп. Серафима Саровского; сегодня там престольный праздник.

Итак, будет очень сложный век, как предупреждал нас отец Василий. Однако не забывайте, что молиться, читать Евангелие можно бездумно — в одно ухо влетело, в другое вылетело. Так в вере не окрепнете. Потому христианам станет очень тяжело в ХХI веке, что вера будет все меньше, меньше и меньше. И мы видим, что люди сегодня отходят от Церкви. А что произойдет в нашей стране, зависит от людей, от меры их покаяния. Пока что по всей стране в храмы на Рождество Христово только около миллиона человек пришло. А мы все кричим, что нас 170 миллионов! Ну, хорошо, а где остальные 169 миллионов? Уберем мусульман, уберем людей других религий и конфессий, а остальные где? Ведь 75% населения относят себя к православию. Где они?

Предупреждены мы и о новых временах, когда снова начнут пускать кровь христианам; и мы должны каяться в своих грехах, чтобы это время не застало нас врасплох. «Приду как тать ночью; в чем застану, в том и сужу», — говорит нам Господь. Поэтому мы должны внимательно смотреть, в каком состоянии мы находимся. Например, мы не тратим воскресные дни на какие-то дела, а идем в церковь, участвуем в Святых Христовых Тайнах, участвуем в молитве. Вот это и есть предуготовление, это и есть укрепление. Так мы укрепляем свой внутренний духовный стержень, чтобы если начнутся ветры, моры и разливы рек, дом наш стоял на твердом камне, а не оказался на песке, не обрушился. Вот оно, укрепление. Итак, кто предупрежден, тот вооружен; кому предсказано, тот и должен подготовиться.

Будьте осторожны. Я вас предупреждаю, что ко всякого рода пророчествам надо относиться внимательно, с рассуждением и прежде всего испытывать, какой дух того или иного предсказания. Если у вас появится дух покаяния, дух трезвения, желание помолиться, быть аккуратными и осторожными в духовной жизни, появится желание усугубить свою духовную жизнь, правильно расставить жизненные приоритеты — сначала духовное, потом мирское, не закапываться в суетном, — значит эти пророчества верные. Они зовут вас к тому, чтобы вы действительно выдержали испытания ХХI века и передали учение Церкви своим детям и внукам; чтобы их не размазало по асфальту и не осталось от них только мокрое место и чтобы в свою очередь они могли стойко перенести все тяготы міра. Вот как нам надо относиться к пророчествам.

Итак, проверяйте, исследуйте пророчества, в том числе относящиеся к прп. Серафиму. Как я уже сказал вначале, в дошедших до нас свидетельствах о подвижниках благочестия много надуманного и придуманного, много фальсифицированного. Надо понимать, кто их писал, кто передавал. Сейчас эти предсказания анализируются православными специалистами для того, чтобы от неправильного понимания или трактования вы не повредились, чтобы не повредилась Церковь. Предсказаний много, но мы должны обращать внимание на те, что приносят нам духовную пользу. И мы благодарны Серафиму Саровскому за то, что он стал таким выдающимся святым, что свою жизнь положил ради Христа, за оставленные нам пророчества. Он молится за нас с вами, молится за матушку Россию, за Церковь Русскую и о всяком грешнике, — как молился на земле, так молится и на Небе. Мы всегда должны быть ему благодарны.

Предвидел преподобный, что Пасху нам посреди лета воспоют, что придет он и ляжет в Серафимо-Дивеевском монастыре. Многие неразумные думали, что батюшка встанет и своими ногами в монастырь придет. А мы теперь знаем, что его на руках перенесли в обитель и положили в заповеданном месте. И обитель, мы видим, по сказанному отцом Серафимом действительно восстанавливается, хотя и осталось ей недолгое существование, опять же, по словам преподобного. Только у Бога свои понятия о времени, не такие, как наши; мы слишком торопливые. Вот неотвратимость времен и исполнение пророчеств. Но мы должны помнить, что в ожидании глубокого раскаяния даже одной души, Господь может дать всему миру отсрочку на покаяние протяженностью в 5, 10, 50, 100 лет. Одна покаявшаяся душа и Богу угодившая, может изменить течение времени и продлить Божие долготерпение. А то, что все в этом мире идет по намеченному, по реченному, что пророчества исполняются, как были даны — это есть нам вразумление. «Тик-так, тик-так, время идет, время проходит. Все происходит так, как было сказано, значит, я должен каяться».

Наш организм как устроен? Проходит какое-то время, и мы устаем внутренне, физически, душевно. Железо даже не выдерживает — есть такое понятие «усталость железа» в металлургии. Так вот, душа тоже устает. Где-то она расслабилась, а Серафим Саровский очередным пророческим событием, «колышком» напоминает: вот, сейчас исполнилось мое пророчество. Пророческие события — это такие остановки. Господь предлагает нам остановиться, осмотреться: правильно ли мы совершаем путь ко спасению? И опять мы внутренне собираемся, начинаем молиться, начинаем трезвиться. Понимаем: тик-так, все исполняется, — раз! мобилизовались, собрались. Потом еще прошло время, опять устали, опять напоминание. Вот и духовные «колышки», милостиво оставленные нам Серафимом Саровским, напоминают нам о трезвении и молитве, как колышки, забитые в склон горы, указывают альпинисту путь и помогают в восхождении. Батюшка своими предсказаниями побуждает нас укрепляться в вере, делать остановки и проводить поверку духовного состояния.

Молитвами преподобного отца нашего Серафима Господь да помилует и спасет всех вас. Аминь.

15.01.2022

Седмица 30-я по Пятидесятнице,

Преставление (1833), второе обретение мощей (1991) преподобного Серафима, Саровского чудотворца

Новости

Статьи