Расписание богослужений Наши издания События Как помочь? Контакты
+7(812) 495 48 10 Секретарь храма
+7(812) 557 78 98 Дежурный храма

Главная   Статьи   Разговор со священником   Торжество Православия

Разговор со священником

Торжество Православия

Проповедь прот.Сергия Филимонова от 05.03.2023, Торжество Православия

Сегодняшний день в нашей Святой Церкви называется Торжеством Православия. Он связан с окончанием иконоборческого периода и  завершением процесса установления догматов Святой Церкви.

Семьдесят лет длилось иконоборческое и богоборческое время в нашей с вами истории и оставило свой страшный след в душах людей. Особенно это касается представителей старшего поколения. Пытаясь воцерковиться, они зачастую начинают возмущаться: «Почему меня не причащают Святых Христовых Тайн? Почему мне не идут навстречу?» Приходится возражать им: «Вы правило ко Святому Причащению читали? Постились положенное время?» Каждая эпоха диктует свои правила. В советское время люди соборовались на дому частным образом и причащаться им приходилось на скорую руку, даже креститься впопыхах и постригаться тайно, боясь, что нагрянет милиция. Да и служить могли только священники, имевшие специальные жетоны, как бы мы сейчас сказали, лицензии, которых лишали их за проведение обрядов частным образом и даже заключали в тюрьму. Это время, к счастью, прошло. Поэтому старшее поколение должно не обижаться, а готовиться ко Святому Причащению, понимая, что к Таинствам надо подходить благоговейно. И если благочестивые привычки не были сформированы вовремя, придется теперь потихонечку приобретать их.

Это же касается и молодого поколения. Церковь вошла в полноту своего служения и отвечает на вопросы современности, остается только к ней прислушиваться. Кажется, что может быть проще? Тем не менее молодежь, не имеющая духовного образования, возмущается, когда мы говорим: «Вам нельзя делать экстракорпоральное оплодотворение. Вам нельзя прибегать к суррогатному материнству», и поступает по-своему, а после появляется неуправляемое чадо — наказание для своих родителей — и куча наштампованных эмбрионов, с которыми тоже непонятно, что делать.

Пора учиться установлениям Святой Церкви. Нельзя поступать так, как Церковь не заповедала. Нельзя делать эвтаназию, нельзя сжигать тела, нельзя использовать определенные технологии, которые не совпадают с церковным вероучением, потому что в них замаскирован грех. Церковь все называет своими именами.

Серединное поколение уже начало постигать положенное. Они уже знают, как готовиться ко Святому Причащению, что такое молитвенные правила, умеют готовиться к Таинствам, понимают, когда и что можно и чего нельзя, что такое благословление духовника и т.д. Но даже и в их среде встречается непонимание, когда на их решение о необходимости операции или другого курса лечения, о служении раненым, заключенным мы возражаем: «У вас есть благословение духовника на осуществление вашего намерения? Вы не разорите им служение, которое уже несете в церкви, на клиросе, на государственной службе? Все ли вы согласовали со своим духовником?» В ответ следует возмущение: «Что за формализм? Причем тут духовник? Зачем? Мы сами знаем, что делать». Не всегда удается донести до таких людей, что нельзя всегда поступать так, как хочется. Есть установления Святой Церкви, есть этика христианская, духовническая.

Бывает так, что приходит человек за благословением, а духовник говорит: «Нет, подожди. Я за тобой понаблюдаю, посмотрю, что с тобой происходит. Чуть позже пойдешь к такому-то специалисту или туда-то съездишь, а сейчас не торопись». Но не такого ответа ожидает духовное чадо и идет искать другого батюшку, посговорчивей. Вот и получаются такие неуправленные, шатающиеся по храмам люди, шаталова пустынь. Туда шатнулся, сюда. Болтаются по храмам, а толку нет. Никак не могут понять, что же им делать. А ведь все очень просто — есть священник в своем храме, который тебя наблюдает, который является лечащим врачом твоей душиЧего тебе еще надобно?

Потому сегодня Церковь в своем прошении на Торжество Православия возглашает благоденственное, мирное житие всем православным христианам, слушающимся Церкви «и установлений ея и исполняющим их». И тому из вас кто так живет, именно сегодня Церковь испрашивает у Бога здравие, разум и силы и на это, и на многие другие благие дела.

К сожалению, мы видим, что сегодня за рубежом легализован грех, и люди идут прямо в бездну адову, а тех, кто старается жить по-честному, по-христиански, подвергают гонениям. Да, их не заключают в тюрьмы, но лишают работы, притесняют. И получается по слову преподобного Антония Великого, предупреждавшего: «наступят времена, когда придут девять больных к одному здоровому и скажут: ты болен, потому что ты не такой, как мы». И очень трудно этому одному здоровому из десяти сохранить свое внутреннее устройство, свою преданность Церкви Христовой, потому что его ломают люди этого мира, имеющие совершенно другое видение, потому что зло пропитало их и тьма окутала их сознание.

В праздник Рождества Христова из 140 миллионов человек, которые населяют нашу страну, только около миллиона были в храмах Господних. Да и те посещают ли его регулярно? Мы-то с вами знаем, что есть люди, приходящие в храм на Пасху, в Великую Субботу, на Крещение просто набрать воду или освятить куличи. Многие из них при этом даже не перекрестятся, начнется молебен, а они на него не останутся, никакого духовного вопроса не зададут. Просто наберут воду и идут домой. Святая вода для них — это некая волшебная жидкость, которая должна решить все их жизненные проблемы. Окропился, выпил — и все, выздоровел. Да, безусловно, святая вода есть величайшая святыня, животворящая, которая поможет каждому человеку, но нельзя к ней относиться оккультно, она течет в жизнь вечную. Это понимает меньшая часть из миллиона посещающих храмы, и еще значительно меньшее число исповедалось и причастилось Святых Христовых Тайн, соединилось с Господом на Рождество и Крещение Господне. Процентов 10–12, не более того.

Кто-то скажет: ничего страшного, все-таки худо-бедно люди пришли в храм. Они не совсем забыли, что они крещеные, православные, пришли в церковь порадоваться родившемуся или воскресшему Христу. Это хорошая сторона. Но, с другой стороны, эти люди ведут, в большинстве своем, нецерковную жизнь, никакого понятия не имеют о церковных Таинствах, и, врываясь в Храм Божий, зачастую пытаются внести, так сказать, свою лепту, навязать то, что по их разумению правильно, а на самом деле ничего путного из себя не представляет. А нам-то как быть с такими «христианами»?

Тем не менее, церковь стоит. Стоит, несмотря на то, что нас, священство, сто сорок тысяч расстреляли в 1937 году, четыре епископа живых осталось, которые были на свободе, и миллионы христиан сгноили в концлагерях, но, тем не менее, мы видим, что врата адовы не одолели Церковь, и мы с вами строим храмы, молимся в них, чествуем Господа, безбоязненно можем читать молитвы - и в этом для нас тоже заключается Торжество Православия. А что касается одного миллиона из ста сорока - так малой же солью солится. Вспомним слова святителя Игнатия Брянчанинова: «Отступление попущено Богом; не покусись остановить его твоей немощной рукой. Устранись, охранись от него сам, и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избежать его влияния». Нам же не надо сыпать килограмм соли, когда мы приготовляем пищу. Мы довольствуемся маленькой щепоточкой. Так и малое стадо христиан осоливает оставшиеся сто сорок миллионов. Вы и есть та самая соль, потому что вы приходите в храм Божий и молитесь. Молитесь за всю Церковь, за наше Отечество, за наших воинов, за наших раненых, молитесь за всех усопших - все осолится, все воздастся. В это непростое время тотальной узаконенной духовной разрухи и деградации в мире у нас есть преимущества перед другими народами. Мы живем в своей стране по своим традициям, у нас есть своя Конституция, которая защищает права семьи, у нас есть своя Церковь, которая свидетельствует о нравственности, каноническая, законная, не раскольническая, как Церковь Украинская или Константинопольская, как другие Церкви, которые соединились с раскольниками, у нас есть священнослужители, епископат.

Мы должны быть благодарны Богу: Он дал нам возможность молиться в канонической Церкви сегодня, не искаженной ересями и расколами. Только представьте, крещение и отпевание в Украинской Православной Церкви не действительны, и человек, придя в храм, причащается в осуждение. Это плоды раскольничества, различных ересей, а мы можем выбирать, в какой храм прийти, где причаститься, потому что у нас единая каноническая церковная территория, законная, преемственная, святоотеческая, апостольская. Это ни с чем несравнимое богатство, большая радость, что мы сегодня с вами дома и нам никто не навязывает ложные установки и не диктует свои правила. Мы сегодня дома. И наш дом охраняет Божия Матерь и Господь. Цените это, благодарите Бога за это, что Он дарует такую милость за подвиг миллионов мучеников за Христа, не предавших Его, растерзанных, своей кровью проложивших для нас путь, чтобы мы сегодня могли мирно молиться, мирно существовать в Церкви Божией, совершать церковные Таинства и соединяться со Христом неосужденно. И те, кто сегодня только входит в храм, молодые или старые люди, не возмущайтесь, не обижайтесь. Мы вас учим не разрушать, а осознанно продолжать дело Единой Святой Соборной Апостольской Церкви. Еще раз поздравляю вас с Торжеством Православия, которое будет длиться ровно столько, сколько вы будете слушать Святую Церковь и исполнять ее повеления и наставления.     

Новости

Статьи