Расписание богослужений Наши издания События Как помочь? Контакты
+7(812) 495 48 10 Секретарь храма
+7(812) 557 78 98 Дежурный храма

Главная   Статьи   Разговор со священником   О простоте и незлобии

Разговор со священником

О простоте и незлобии

Проповедь прот.Сергия Филимонова 03.04.22 г., Прп. Иоанна Лествичника

В 24 главе «Лествицы», книги, с которой хоть раз в жизни должен познакомиться каждый христианин, в 25 стихе говорится:

«Все, хотящие привлечь к себе Господа, приступим к Нему, как ученики к Учителю, с простотою, без притворства, без двоедушия и лукавства, без пытливости. Он, будучи прост и незлобен, хочет, чтобы и души, приходящие к Нему, были просты и незлобивы; ибо кто не имеет простоты, тот не может когда-либо увидеть смирение».

А в 17 и 20 стихах дается определение незлобия. Хочется остановиться на этом поподробнее, потому что следующая, 26 глава, является неким рубиконом, без которого невозможно стяжать истинное смирение и невозможно перейти к последним четырем ступеням лествицы. А не пройдя все 30 ступеней лествицы не сможем мы достичь Царствия Небесного.

Мне хотелось бы поговорить о незлобии, так как мир сегодня охвачен злобой, а сердца людей –возмущением. Христианин же не может позволить злобе войти в сердце. Итак, послушаем, что говорит святой Иоанн Лествичник:

«Незлобие есть тихое устроение души, свободной от всякого ухищрения. Правота есть незаразительная мысль, искренний нрав, непритворное и неподготовленное слово. Нелукавый есть тот, кто находится в естественной чистоте души, как она была сотворена, и искренно обращается со всеми. Лукавство есть извращение правоты, обольщенный разум, лживое оправдание себя благонамеренностью, клятвою, двусмысленными словами, скрытостью сердца, бездной лести».

Господь через псалмопевца Давида в одном из псалмов кратко говорит нам: «Храни незлобие, виждь правоту и есть останок человеку, хранящему мир». Злоба сейчас захлестывает мир со всех сторон и легко может охватить наше сердце. Злоба может прийти через начальника на работе, через семью, детей, родственников, жену, мужа. Она может возникнуть где угодно — в метро, в очереди, на кассе магазина, даже в церкви. Задел тебя кто-то, сказал что-то плохое — ты и озлобился. К тому же сейчас люди следят за ходом военных действий, у многих на войну ушли родственники. Горе и смерть с обеих сторон, как же тут не озлобиться?

Помните, как поется в известной песне: «Пусть ярость благородная вскипает как волна. Идет война народная, священная война». Но есть ярость благородная, а есть просто злоба человеческая. Если нужно сохранять людские жизни, спасать людей, решать важные задачи, то сердце полно «благородной ярости». Однако она не должна перерастать в ожесточенность, озлобленность. Хранить сердце в незлобии трудно, ведь гибнут люди, часто очень близкие. Я родился в Мариуполе и жил рядом с драмтеатром, который 16 марта этого, 2022 года, был взорван вместе с людьми. Легко ли видеть, как родной город стирается с лица земли? И вот здесь дьявол караулит нас. Он ждет, когда злоба охватит наше сердце, чтобы мы озлобились. Так уже произошло в Европе. Люди ожесточились, начался геноцид русского населения, расизм. Нельзя допустить чтобы и мы тоже стали расистами, чтобы и нас тоже захватило озлобление.

В Апокалипсисе и в Священном Писании у пророков Иеремии и Изекииля говорится, что человек должен иметь печать Божию. Если такой печати нет, то злоба, страсть к геноциду, расизм охватывают сердца людей. Именно по состоянию своего сердца мы, те кто ходит в храм и причащается, можем понятью, есть ли на нас Божия печать. Если мы не следим за своим сердцем, оно делается опустошено или зло. Псалмопевец говорит: «Храни незлобие». Нам необходимо следить за состоянием своего сердца и изгонять из него все порочное — похоть, злобу, раздражение, осуждение, гордость. Это возможно с помощью Божией, если позволить Господу очистить нас, дать Ему место в наших сердцах.

Незлобивое сердце любит Господь. А в псалмах первого часа мы слышим еще и что человека лживого гнушается Господь. Лживый и лукавый — это тот, кто утратил незлобие и простоту.

Господь отвергается тех, кто лжет, хитрит, придумывает. Это не означает, что они будут страдать здесь, но Царствие Небесное для них закрыто. Потом будут лжецы кусать свои языки, как мы видим иногда на иконах. Но поздно будет потом.

Поэтому 26 глава Лествицы, посвященная незлобию, очень важна для нас. Это как некий рубикон, на котором мы останавливаемся и смотрим — какое у меня сердце сформировалось? Приемлющее благодать Божию, прощающее, молящееся о врагах? Сердце, которое вмещает Божию благодать и любовь? Или отвечающее злобой, местью, требующее ока за око, зуб за зуб? С таким сердцем дальше 26 ступени духовной лестницы пройти невозможно. Все. Предел. Вот почему на иконах мы видим тех, кто падает с этой лестницы, дойдя почти до конца. Обратите внимание — на иконах Иоанна Лествичника изображаются отцы, летящие вниз почти от самых дверей Царствия Небесного.

Ступенька за ступенькой поднимается человек к Богу, исполняя заповедь за заповедью. Внутренняя работа над собой очень постепенно формирует сердце человека. «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». Чистоты сердца достичь трудно. Это очень большая работа.

Многие литургические моменты и требы начинаются с чтения 50 псалма, с покаяния. Потому что нельзя приступать к Богу в нечистоте сердечной.

И подходя к храму и подходя к Чаше с причастием, нужно каждый раз заглядывать в свое сердце.

Когда поднимаетесь по ступенькам храма, моли́тесь: «Господи, вниду в дом Твой, поклонюсь ко храму святому Твоему». И тут же: «Сердце чисто созижди во мне, Боже». Нельзя входить в храм с нечистым сердцем, со злобой, с остервенением, с ожесточением. Конечно, в храме Господь исцеляет нас. Ангелы Божии надзирают здесь за нами. Господь вылечит сердце — больное, пораненное, уязвленное.

Но на ступени храма человек должен ступить не только в чистой одежде и с чистым лицом. Необходимо приложить усилие к очищению своего сердца. «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей», — вот с каким устроением нужно идти в храм. Господь ведь смотрит не на лицо и прическу, Он смотрит на сердце. Как только ступили на территорию храма, читайте молитву «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей!». Нужно не по сторонам глазеть, не обниматься с сестрами и братьями, а все свое внимание сосредоточить на приведении в порядок своего сердца, подготовке его к богослужению.

Для этого, кстати, читают часы перед богослужением. На третьем и шестом часах читаются 50-й и 90-й псалмы. Они предуготавливают сердце. А мы во время чтения часов часто заняты свечками, записками, своими праздными мыслями. Так мимо нас проходит важная часть богослужения, когда нужно настроить струны своего сердца на молитву, как струны гитары настраивают перед исполнением музыкального произведения.

Незлобивое сердце любит Господь. И нам нужно стремиться, чтобы сердце было простым, искренним и незлобивым. Как можно честнее нужно относиться к Богу. Не лукавить перед Ним, ведь Он видит каждый уголок нашей души. Не хитрить, ведь обмануть Его не получится. Честно признавать свои грехи и стараться, чтобы в сердце не было злости. Если тебя кто-то обидел, поранил, возникло озлобление — молись, проси, чтобы Господь оставил сердце неповрежденным. Только при этом условии можно перейти на 27-ю ступень лествицы святого Иоанна Лествичника.

Все добродетели стяжаются постепенно. Но с озлобленным сердцем продвигаться дальше совершено невозможно. А борьба за сердце человека начинается с самой первой ступени. Это ожесточенная борьба. Борьба за сердце часто приводит к падениям, оскорблениям, унижениям, незаслуженным обидам. Господь все это попускает, а мы должны бороться. Отец Василий Ермаков часто повторял, что дьявол с Богом ведет войну, а место битвы — сердца людей.

За наши сердца идет война. Сегодня, в день памяти Иоанна Лествичника, очень важно, чтобы мы понимали: во время поста битва за наше сердце ужесточается. С чем мы выйдем? Со злым или с незлобивым сердцем — прощающим, молящимся за ненавидящих, обидящих, досаждающих, глупых, непонимающих?

У святого Луки, архиепископа Крымского, есть такая молитва, которой очень трудно молиться, потому что сразу получаешь нападения со всех сторон: «Господи дай мне любовь, научи меня любить и глупых, и дерзких, и непонимающих, и унижающих». Когда начинаешь читать эту молитву, то сразу в ответ «прилетают снаряды». Легко прочитать молитву, но как трудно исполнить то, чего ты просишь у Господа! Господь сразу отвечает: ну на, получи. И посылает обидчиков как бы для тренировки. Был такой святой — Нил Калабрийский. Он был крайне раздражительным и гневливым человеком. Как-то раз он распростерся на земле и взмолился: «Господи, ну сколько же я буду людей оскорблять, сколько буду на них орать? Нет предела моей раздражительности. Господи, помоги мне!». Помолился так искренне, со слезами, глубоко. Встает, идет к себе в келью. Подходит к нему один брат — и бьет по лицу, подходит второй — оскорбляет, третий унижает, четвертый толкает. Наконец он взорвался, и целый вулкан чувств излился из него — раздражение, гнев, злоба. Заходит он в келью, молится и говорит: «Господи, я же Тебя просил, что же опять происходит?» А Господь ему отвечает: «Ты попросил добродетель кротости, незлобия, преодоления раздражительности — вот Я тебе и послал братьев, которых ты должен был претерпеть. Если бы претерпел, то стяжал бы добродетель незлобия и получил то, чего просил».

Дорогие мои, запомните, Господь дает нам то, что мы просим. Но дает не просто так, на блюдечке с голубой каемочкой, а через испытания и преодоления. Ты преодолеваешь испытания силой Духа Божия, преодолеваешь с молитвой — и лишь тогда получаешь просимое. Другого законного пути нет. Хотите обрести незлобие — приготовьтесь к искушениям. Без этого не удастся взойти выше по лестнице святого Иоанна Лествичника. Все совершается постепенно. Не нужно роптать и унывать, нужно молиться и духовно трудиться, чтобы стяжать сердце чисто и Дух прав во утробе своей. Аминь.

Новости

Статьи