Расписание богослужений Наши издания Как помочь? Контакты
+7(812) 495 48 10 Секретарь храма
+7(812) 557 78 98 Дежурный храма

Главная   Статьи   Разговор со священником   Неверы одинаковы во все времена

Разговор со священником

Неверы одинаковы во все времена

Проповедь прот.Сергия Филимонова 21.05.2023 г., Неделя о слепом, апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Вспомним евангельское чудо исцеления слепого человека. Из его описания мы ясно видим, что у иудеев, обученных книжной мудрости, отсутствовало практическое духовное начало, чтобы принять его. На их примере мы видим: если Священное Писание не применяется в христианской жизни, то грош ей цена. О какой духовности можно говорить, когда человек как бы понимает, а все равно поступает по-своему. Так происходит, если духовному развитию мешает гордость. Речь здесь идет не о простецах, а скорее о людях ученых.

Так происходило и с иудеями, усердно пытавшимися доказать слепцу, что Исцеливший его — грешник. Он же отвечал очень простыми, но духовными словами: «Мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» (Ин. 9, 31). Исцеленный, будучи слепым от рождения, явно знал Священное Писание, слыша в синагоге, куда его приводили родители, и сердцем прекрасно понимал те истины, которые были закрыты от законоучителей и мудрецов, по сути, неверующих. На самом деле в этом эпизоде слепые разговаривали со зрячим. Прозревший даже удивлялся: «Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи» (Ин. 9, 30). Казалось бы, такая простая духовная логика, говорит святитель Феофан Затворник. Но они не только слепые, они еще и глухие. И беседа закончилась тем, что они его просто-напросто унизили: «Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон» (Ин. 9, 34).

Современные неверующие люди поступают точно так же. Правду Божию они не воспринимают и начинают ее усложнять. А ведь Евангелие дает четкий духовный алгоритм жизни. А человек домысливает, накручивает и мудрствует, изыскивает какие-то тайные знания. Но ведь есть толкователи Священного Писания — святые отцы. Открой и почитай, если не понимаешь. Все же сказано. Господь на суде Синедриона об этом говорил: «Аз не обинуяся глаголах миру: Аз всегда учах на сонмищих и в церкви, идеже всегда иудее снемлются» (Ин. 18, 20). То есть Он всегда и все говорит нам открыто и прямо.

Евангелие простое. Только прими его к исполнению. Но, как говорит Алексей Ильич Осипов: «Я пробовал прожить хотя бы один день по Евангелию, и у меня с трудом получалось». И это профессор Московской духовной академии. Но Господь же нас за немощи не корит, не ругает за двойки и тройки, не требует одних пятерок. Он просто говорит: «Покайтесь» (Мф. 4, 17). Если совершил что-либо неподобное, несовместимое со Святым Евангелием, с заповедями Божиими, то есть покаяние. Но человек по гордости вместо покаяния ищет оправдания в обстоятельствах, в других людях.

Когда ему не удается убедить в своей правоте верующего человека, то чувствует, что Евангелие его жжет, обличает его неправильную, безбожную жизнь. Попытки самооправдания порой доводят даже до унижения и оскорбления другого человека. Я думаю, что некоторые из вас слышали в свой адрес: «Тебе бы вообще молчать. Ты мракобес, ничего не понимаешь. На дворе XXI век». Но на самом деле за двадцать один век ничего не изменилось. Люди те же самые. Как прежде были, так и теперь есть истинные христиане, такие же, как этот прозревший слепец. Евангелия и Послания дали Церкви критерии отделения семян от плевел. Для истинных богословов в Евангелии все сказано четко.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, память которого мы сегодня празднуем, в своем Евангелии положил начало богословию о Божественной природе Господа нашего Иисуса Христа. На его Евангелие опирались святые отцы Вселенских соборов. Апостол жил долго, почти сто лет, когда как другие апостолы умерли мученически. Но тяжелой была его жизнь и в каменоломнях, и на острове Патмос. Подумайте, зачем Господь даровал ему такую длинную жизнь? Потому что он был боговидцем. Его голова лежала на груди Христа. Его слову можно было верить. Господь даровал ему 100 лет, чтобы люди, которые его окружали, впитали Божественную благодать и услышали благовестие из уст любимого ближайшего ученика Господа.

И что? Его слушали? Нет. Далеко не все. Его заставляли таскать камни, подгоняли копьями, унижали и оскорбляли. Многим будет не оправдаться на Суде, ибо они видели и слышали Иоанна Богослова, наперсника Господа и Спасителя, но презрели его слова и ничему не научились. Так же происходит и сегодня. Ведь и у нас есть почти столетние священнослужители, живые хранители Предания. Господь хранит их, чтобы через них люди прозревали истину — но многие ли видят ее?

Да и нас самих — не для спасения ли других людей держит Господь на этой земле? Вспомним слова преподобного Серафима Саровского: «Спасись сам, и тогда вокруг тебя спасутся тысячи». Не сходи с камня, на котором ты стоишь, ибо «камень бе Христос» (см. 1Кор. 10, 4). Спасись сам, то есть сам утвердись в вере, живи по заповедям Божиим, и люди, видя жизнь твою и молитвы твои, о чем-то задумаются и захотят спасти свою душу. И слова твои тогда будут соединены с Божественной силой, как у святого апостола Иоанна Богослова. Старайтесь жить во Христе, и Господь будет приводить к вам тех, кто нуждается в вашем слове, в вашей молитве и вашей поддержке.

Только не нужно напора, метаний, надрыва, как у еретиков и раскольников. Это не наш путь и не наш способ помощи другим людям, потому что Господь никого силой в Царствие Небесное не загоняет. «Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Мф. 12, 20). Хочешь — иди, не хочешь — твое дело. Вот за это мы и любим нашего Спасителя, что Он нас не насилует, а открывает нам в Себе «путь, и истину, и жизнь» (см. Ин. 14, 6). Мы выбираем свой путь добровольно и встречаем на нем поддержку и благодать Божию. Так что не пытайтесь вразумлять неверов, да это у вас и не получится. Пускай ваша жизнь и ваши молитвы станут тем Божественным светом, который воссияет для людей.

Новости

Статьи