Вознесение Господне
Проповедь прот.Сергия Филимонова 2 июня 2022 г., Вознесение Господне
Сегодня мы празднуем день Вознесения Господа.
У учеников, окружавших Господа, по мнению Иоанна Крестьянкина, всегда чередовались радостные и горестные чувства.
Радость — от того, что с ними был Божественный Учитель. Горе — когда Он говорил, «что Ему должно много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16, 22–23). Была радость, когда кричали: «Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев» (Ион. 12, 13). Было горе, когда в Гефсиманском саду предал Его Иуда и Он был взят под стражу. Горе, когда они увидели Христа, на Кресте распинаемого, и ужас разлуки и отчаяния охватил их сердца и души. Радость — когда они увидели воскресшего Христа. Горе — когда их преследовали. Радость — когда Господь являлся «дверем затворенным» и приносил надежду, вселял в них веру. Горе — когда уходил от них, и радость — когда Он снова возвращался. Но эта радость опять сменялась печалью, когда Господь сказал о том, что должен их покинуть, иначе не исполнится замысел Божий, не придет Дух Утешитель, Который наставит их на всякую истину. Они радовались Божественному вознесению и печалились о том, что Он, благословляше и возносясь на Небо, расстается с ними. И опять радость — когда Он говорит: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20), когда «явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2, 4).
Эта смена печали и радости, горя и возвышения души говорят о том, что апостолы не сразу могли понять Божественный замысел. Когда Господь был вместе с ними, Он напоминал и растолковывал им Священное Писание. Так же Он разъяснял Священное Писание Луке и Клеопе, когда встретился с ними в пути. Все они были глубоко верующие, благочестивые люди, и Священное Писание слышали в синагогах, и знали его наизусть. Тем не менее они не могли вместить всего, что было написано в священных книгах, и того, что происходило в их жизни.
Для нас это большой урок, так как Божественный замысел есть о каждом из нас, стоящем в храме. И этот Божественный замысел чередует в нашей жизни радости и горести, разлуку с Богом и сближение с Ним. Мы же как неразумные люди, несмотря на то что все крещеные и благодать Божия содействует нам, и как апостолы до момента сошествия Святого Духа, тоже не можем своим умом и сердцем распознать Божественный замысел. Колодец нашего сердца очень неглубок. У кого-то со стаканчик, у кого-то с наперсток, и Господь бы и рад влить в него Божественные познания, да некуда.
Нам с вами нельзя роптать на Промысл Божий. Кто-то прошел через тяжелые операции, кто-то остался без крыши над головой, у кого-то в семье решаются судьбоносные вещи, тяжело болеет ребенок, кого-то бросил муж или жена, у кого-то есть непонимание с детьми, и они перестали общаться, у кого-то на работе гонения и притеснения. Но проходит один период и начинается другой. Кто-то из святых отцов говорил, что когда мы окажемся по ту сторону жизни и обернемся назад, то увидим, что все, что с нами происходило в жизни, происходило по Божественному замыслу, и так оно все и должно было быть. В противном случае мы бы ничего не поняли. Сердце наше зажирело бы от тука недуховного, душа бы расслабилась, если бы не беды и несчастья.
Все что происходит во внешнем мире, чему мы являемся свидетелями, тоже не случайно. Это тоже Божественный Промысл — и смерть воинов, и странное поведение правителей, и угнетение народов. Вроде это все общемировое. Но касается каждого из нас. Мы живые люди и нам, конечно, больно, когда у нас в жизни что-то получается не так, мы скорбим и горюем. Но нужно понимать, что Бог попустил это событие не просто так. Следом идут осознание, радость, воскрешение души и ликование сердца. А потом — благодарение Богу, горячая молитва.
Наша жизнь есть череда различных событий, посредством которых Господь правит нашей жизнью. Вы спрашиваете: «Как мне молиться?» И я отвечаю: «Очень просто: ими же веси судьбами управи, Господь, путь мой». Это не значит, что вы будете идти, как по гладкому паркету. Это не значит, что не будет на дороге колючек, рытвин и ям. «Ими же веси судьбами управь путь мой». Вот путь Господь и прокладывает.
Ученики Господа, апостолы, видя Своего смиренного Учителя во славе на горе Фавор, беседующего с величайшими пророками, как со Своими рабами, говорили: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи…» (Мф. 17, 4). Их душа была в ликовании, они радовались тому, что видели. Но Господь сказал: «Сыну Человеческому надлежит быть распяту, и претерпети смерть, и в третий день воскреснуть». И вот уже апостолы недовольны и расстроены.
И мы с вами расстраиваемся от некоторых обстоятельств жизни, но этого делать не стоит. Господь сказал апостолам: «Печаль ваша в радость обратится». И я вам повторяю эти слова Божии: «Печали ваши жизненные в радости обратятся. Всему свое время». Если вы не пройдете путь, который вам дан, если будете недовольны им, то из вас ничего не получится. Свт. Феофан Затворник приводит пример, как хозяйка, чтобы пирог испечь, ставит его в печь. Да, пирогу неприятно жариться в огне. И супу приходится бурлить и кипеть, пока он варится. Но надо нам потерпеть и духовку, и кипячение, и тернии на дороге. На смену печали придет радость. Если не здесь, то в Царствии Небесном. Она дается по вере.
Сегодня, в праздник Вознесения Господня, я вам желаю не быть неразумными, как апостолы до момента сошествия на них благодати Духа Святого. Оставьте наконец свое неразумие. Ведь вам открыты тайны Божии, тайны Священного Писания. Вы знаете Святое Евангелие. Господь через апостолов дал вам все обетования. Поэтому нисколько не сомневайтесь. В этой жизни вам следует все претерпеть до конца, пройти путь, который вам предначертан. Сегодня слезы, завтра радость. Сегодня горе и немощь, завтра ликование. Это ваш путь. Не пройдя его, невозможно созреть для Царствия Небесного. Хотите в Царствие Небесное? Так помните: даром его не получите. Вы обретете его только тогда, когда пройдете весь свой путь от начала и до конца. «Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24, 13). Аминь.
02.06.2022
Вознесение Господне