Решения Пятого Вселенского Собора для нас с вами
Проповедь прот.Сергия Филимонова от 07.08.2022 г, Святых отцов пятого Вселенского Собора
7 августа – день памяти многих святых, в том числе и новомучеников, достойных поминовения. У каждого из них свой особый путь, о котором можно много рассказать. Среди них и диакониса Олимпиада (родоначальница сестрического служения), и ее помощницы, и святая преподобная Евпраксия Тавенская. Хотелось бы всем им воздать честь и хвалу, но в сегодняшней проповеди особое внимание остановлю на значении решений ста шестидесяти пяти святых отцов пятого Вселенского Собора для нас с вами, современных христиан. Обычно вспоминают первый, второй и седьмой Вселенские Соборы, остальные остаются без внимания. Восполним этот пробел.
Пятый Вселенский Собор состоялся в городе Константинополе по распоряжению святого благоверного царя Юстиниана в 553-м году. Он был собран по вопросу о правоверии «трех глав», то есть трех епископов, которые жили давно, но чьи учения все еще находились в церкви. Никаких новых выдающихся богословских решений вынесено не было, и поэтому у людей, которые этот собор изучают, он может вызвать недоумение. Одно дело первый (Никейский) и второй (Константинопольский) Соборы, на которых был утвержден Символ веры, третий (Ефесский) Собор, осудивший ересь Нестория, на четвертом (Халкидонском) произошел раскол с монофизитами. А зачем было проводить пятый Собор, если он никаких выдающихся богословских решений не принимал? Много вопросов возникает. Давайте разбираться.
Во-первых, пятый Вселенский Собор подтвердил догматические решения всех предыдущих Соборов, в том числе и четвертого, который был столетие назад и осветил вопрос о природе Христа. В результате мы исповедуем, что Иисус Христос – Истинный Бог и Истинный Человек. А поскольку Он Истинный Бог и Истинный Человек, значит, Он имеет две природы: Божественную и Человеческую. А если в Нем две природы, значит, в нем две воли: Божественная и Человеческая. И Человеческая воля подчиняется воле Божественной. И Он нам по человечеству равен во всем, кроме греха. Это основополагающий Церковный догмат.
Матерь-Церковь в лице епископов и благочестивого святого царя Юстиниана дала возможность всем тем, кто все это время ошибался в этом догматическом вопросе, подумать и присоединиться к лону Вселенской Церкви. Этот шанс был дан коптам, сирийцам и другим людям, уклонившимся в монофизитство – исповедование превалирования одной из природ в личности Христа.
Будучи в 1996 году в Египте, я посещал коптские храмы, общался с сирийскими христианами. Представители этих и еще четырех Древневосточных церквей – христиане дохалкидонского периода, если считать по-нашему. Они признают только три первых Вселенских Собора. С момента оглашения решений четвертого они для нас еретики, то есть люди, не исповедующие православное вероучение, хотя мы с ними находимся в хороших отношениях. К примеру, я получил в дар от местных священнослужителей частицы ризы Пресвятой Богородицы, мощи святых апостолов Тимофея и Марка и другие святыни, которые находятся сегодня в нашем храме. Среди древневосточных приверженцев Христа есть и мученики за веру. Не так давно появилось в сети видео о том, как египетских христиан, которые ехали на работу, ИГИЛ-овцы казнили на берегу моря за отказ перейти в ислам или заплатить специальную дань, предписываемую Кораном. Тем не менее, той возможностью, которую дала Матерь-Церковь на пятом Вселенском Соборе, эти церкви не воспользовались до настоящего времени.
Второй момент, который обсуждался на пятом Вселенском Соборе, – творения Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского. Возникла полемика между собравшимися святыми отцами: есть ли смысл поднимать этот вопрос по той причине, что уже не было в живых самих этих богословов. Часть епископов озвучила это сомнение: «А есть ли нам какой-то смысл анафематствовать почивших авторов?» И ответ был следующий: «Если бы прошло еще больше времени, все равно потребовалось бы анафематствование».
В чем же, собственно говоря, загвоздка? Дело в том, что творения упомянутых епископов-богословов, продолжали жить в Церкви и повреждать ее. Так после смерти Ария его учение оказывало влияние на верующих в течение несколько столетий, а ведь это путь, который ведет в погибель, это неправильное исповедование Господа, унижение, оскорбление Христа как ипостаси Троицы, это хула на Духа Святаго. А как вы помните из Святого Евангелия, «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф, 12, 31-33).
Через Вселенские Соборы Господь нам открыл истину, и мы подчиняемся соборному мнению Церкви. Это крайне важно и для нас, современных христиан. Поэтому нет ничего удивительного в таком ревностном отношении святых отцов, в том, что через сто, двести лет после написания сочинения трех епископов-богословов так подробно обсуждали и, в конце концов, анафематствовали какую-то их часть.
Кроме того, пятый Вселенский Собор осудил сочинения Оригена. В связи с этим вспомним известную притчу, которую в свое время использовала в песне известная православная исполнительница Светлана Копылова.
Умерло два человека: вор и писатель. Оба попали в ад и оказались в котлах по соседству (понятно, что это аллегория). Служители с рожками и хвостиками стараются, чтобы котел кипел добросовестно под одним и под другим, дровишки подбрасывают. Все как положено: котлы кипят, грешники, естественно, стенают, парок идет – это не банька русская и не сауна, а котел. Вскоре огонь под котлом вора начинает потихонечку угасать, а под котлом писателя разгораться все больше и больше. Проходит еще время, и огонь под котлом вора гаснет, а под писательским становиться еще больше. Возмущенный писатель задает вопрос: «А что такое, собственно говоря? Я сидел в чистой комнате, никого не обижал, никому не досаждал, ничего плохого не делал, писал о высоком». Как многие сегодня говорят: «Я человек добрый, никому зла не делаю». На деле же писатель из притчи писал книги нравственно-разложительного характера. Поэтому один из прислужников около котлов ему и отвечает: «Понимаешь, за вора молятся люди, и они его отмолили. Отмолили все те злодеяния, которые он совершил. А ты писал книги. Во-первых, за тебя никто не молится, потому что ты неверующий и все родственники твои неверующие. А во-вторых, огонь будет гореть еще ярче, потому что все твои сочинения разлагают и убивают огромное количество душ человеческих».
Так же действуют теоретические сочинения, которые находятся в церковной ограде, они тоже могут приносить пользу или вред вне зависимости от срока давности. Учение Оригена – античного писателя – создавалось в третьем веке, а Собор, осудивший его богословские концепции, напомню, происходил в шестом. Подумайте сами, сколько вреда они могло принести душам христиан.
Не поленились святые отцы еще раз осудить и ересь Нестория, который называл Богородицу Христородицей, тем самым уничижая достоинство Пресвятой Девы, низводя Сына Божия до плотской твари.
Очевидно, что пятый Вселенский Собор просто расставил точки над «i» в отношении того, что было наработано Церковью в богословии и практической христианской жизни, обезопасил от неправильных христианских воззрений современных ему и всех последующих христиан.
Мы видим также, что наши сегодняшние догматические представления уходят корнями в богословскую историю первых столетий. Поэтому снова и снова увещеваю вас: при возможность читайте материалы о тех временах, о Соборах, чтобы понимать, чем дышит Церковь. Уникальность нашей православной веры и внутрицерковного устройства в том, что мы стремимся к сохранению представлений и порядка, установленных еще апостолами Христовыми. И если священноначалие, Архиерейский Собор, Поместная Церковь, Русская Православная Церковь приняла какое-то решение, например, в отношении коронавирусной пандемии, или в отношении экстракорпорального оплодотворения, или суррогатного материнства, или вакцинопрофилактики – прислушивайтесь к голосу Церкви. И сколько бы времени ни прошло, все люди, которые противятся церковным установлениям, принимают ложные учения, несмотря на то, что они наши современники, попадают под анафемы и Соборов, и под прещение сегодняшнего священноначалия. То есть они невидимо отсекаются от тела Церкви, они становятся сухими, мертвыми веточками. Господь в Евангелии говорит: Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. (Ин. 15, 6)
В решении пятого и других Соборов было сказано: «Всем, кто не слушает нас и не будет слушать нас в будущем, анафема да будет». Многие этого не знают, особенно кто не живет глубокой церковной жизнью, но все эти анафематствования действуют и сегодня. А что это значит? Это значит, что на тебя накладывается прещение и ты отсекаешься от животочного древа тела Иисусова. Это значит, что животочная кровь Иисусова и благодать Божия на тебя не изливается. Ты сам своей волей, своей глупостью, своей дуростью, своей самостью, гордостью, эгоизмом, своим высокоумием себя отсек от тела Церкви. Как это опасно!
В связи с этим мне жаль наших соотечественников, которые во время той же пандемии 2019 года не слышали голос священноначалия, осуждали его и делали все, что вздумается. Это говорит о крайнем нездоровье нашего церковного сообщества и необходимости скорейшего выздоровления. Посмотрите, Церковь не побоялась в 553-м году поднять и пересмотреть все, что было в последние двести лет, всему дать оценку, все расставить по своим местам.
Сегодня, как и всегда в этом мире, происходит множество разнообразных опасных и чреватых событий. Насаждаются оккультные учения, развиваются неэтичные медицинские технологии. Саму Церковь сегодня бросает и крутит не просто как в житейском бушующем море, а как во время урагана. Поэтому держитесь всеми руками и ногами за нее, слушайте, что говорит священноначалие, слушайте голос Церкви, дабы вам не попасть под анафематствование и не быть отсеченными от животочного древа Христова. Делайте соответствующие выводы, читайте Церковную историю. Пятый Вселенский Собор нам как бы незримо говорит: никто не забыт и ничто не забыто, всему со временем Господь даст Свою четкую оценку. И горе тебе будет, христианин, если мнение твое будет против мнения Церкви. Горе тебе будет, христианин, если поступки и мысли твои не будут совпадать с тем, что говорит Вселенская Церковь и что Дух Святой хочет сказать людям, старающимся быть христианами и спасающим свою душу. Хочешь спасти свою душу – слушай голос Церкви.