Всему свое время
Проповедь прот.Сергия Филимонова на 19.08.2020 г., Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Из облака рождается глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте» (Мф.17,5).
В Писании есть более ста двадцати пяти ссылок на облака, все из которых передают различные аспекты участия Бога в творении мира ради спасения всех. Они мистическое, сакральное метеорологическое явление, с точки зрения Библии. С одной стороны, облака прообразуют для людей видимость Бога - Его явление, а с другой стороны – Его сокрытость, поскольку воочию никто не видит Его. Дождевые облака, наполненные водой, в Псалмах, в пророчестве пророка Исаии – образ милосердия и человеколюбия. Они напоминают человеку, что он должен «одождить», напоить влагой вокруг себя землю, то есть тех людей, с которыми он соприкасается. А вода, как известно, – основа жизни.
Таким образом, облака есть прообраз пастыря, который расточает себя для своих пасомых и духовных чад. Они прообраз христианина, который не замыкается эгоистически в себе, но милосердием и человеколюбием «дождит» на всех нуждающихся в слове Божием. Ибо слово Божие как роса, как необходимая влага орошает землю и дает произрастание множеству плодов.
Сегодня по традиции мы освящаем земные плоды. Они символ тех добродетелей, которые должны взращиваться в нашей душе из маленьких семян, совершенно различных. Мы же не приносим одни сливы, или один виноград, или одни яблоки. Смотрите, какое разнообразие плодов и у нас, и в других странах. Они прообразуют то многообразие добродетелей, которыми должна обладать человеческая душа. Говоря о символическом, сакральном значении упоминания облаков в Библии, мы также имеем дело с многообразием. Они седалище Бога, и возносится Господь на Небо «на облаце» («Сказав это, Он поднялся в глазах их, и облако скрыло Его из вида их.» ( Деян. 1, 10)) , и Ангелы таким же образом «сниидут с Небесе». Также нам сказано, что когда мы воскреснем, то предстанем перед Господом на облаце, на воздусе пред Ним, и Он явится для того, чтобы судить мир, таким же образом: «Се грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его, и возрыдают о Нем все племена земные.» (Откр. 1, 7–7)
Из этого следует: если человек возводит свое сердце к Богу, то для него облако не свидетельство о разных физико-химические процессах в природе, а напоминание о том, что Бог есть сокрытая тайна. И Он вездесущ. И присутствуя вокруг нас, Он видит нас и заботится о нас.
Облако по природе своей легкое, неуловимое, оно постоянно меняет свои очертания. Так и Господь недоступен нашему пониманию. На горе Фавор это проявилось особенно ярко. В реакции апостола Петра, который видел Преображение Господне, мы считываем некоторую несуразность, пребывание во временном помешательстве. Он явно не знал, как выразить все, что было у него на душе, он был поражен: блестящее ризы Божии, пророки, облако, из которого глас Божий. Все это для него, как и для двух других учеников Христа, было большим потрясением и при этом оставалось тайной. Увиденное не поддавалось анализу или сравнению. Мало того, Господь Сам сказал «не говорить до времени» остальным о нем. Как было открыто ученикам и то, что Господь должен предстать Своим вольным хотением на смерть крестную, но и об этом было запрещено говорить. Тайна сохранялась в узком кругу. Очень важен этот момент недоступности Божиего понимания.
С одной стороны, мы Бога зрим своим сердцем. С другой стороны, мы ограничены в этом видении и понимании. Здесь требуется большое смирение. Некоторые люди уходят из Церкви потому, что не могут преодолеть свою гордыню. Они хотят, чтобы все для них в Священном Писании было разложено по полочкам, чтобы суть церковных таинств открылась для них и прозрачным стал бы промысел Божий. И когда происходит то, что не укладывается в голове, они, как апостол Петр, начинают возмущаться. И если Петр остался со Христом, то эти люди, испытывая сильнейший внутренний стресс, не способны преодолеть его. Их гордость требует понимания всего, открытости.
Бог знает это свойство человеческого сердца – пытливость и любознательность, желание все знать, но Он же скрывает от человека то, что ему не полезно знать. Так тайна Преображения Божьего сокрыта от нас для нашей же пользы. И Господь предстает в облаке, напоминая о том, что невозможно человеку увидеть Его и остаться в живых. Об этом говорил и Моисей, и пророк Илий. «Никто не может увидеть лица Моего и остаться в живых» (Исх. 33, 20). Господь напоминает о том, что Его и наша природа различны. И человек должен приобретать смирение. Поэтому когда говорят: «Не понимаю, что здесь в Евангелии написано» или «Эта молитва или отрывок из Священного Писания мне не понятны», я отвечаю: «Смирись».
Смирись. Даже святым открыта малая часть тайн Божьих. Старец Паисий Святогорец рассказывал, что пропускал те или иные моменты Священного Писания, недоступные для его понимания. А он великий старец, святой угодник Божий. И лишь спустя какое-то время ему открывалась истина.
Всему свое время. Кто-то торопится в духовном развитии, кто-то ленится, кто-то хочет много знать, кого-то устраивает недосказанность. Но все мы должны стяжать терпение и смирение. Видя состояние наших душ, Господь открывает то, что нам полезно на сегодняшний день. Поэтому, когда мы пребываем в смиренном о себе состоянии, мы понимаем, что Бог есть тайна, и тогда все становится на свои места. По нашему смирению Господь посылает нам Своей милостью дождь росы небесной, идет из облака, орошает наш ум, сердце и душу. И они начинает изобильно давать плоды разума, плоды благочестия. Всему свое время. Каждый человек должен пройти свой жизненный путь, и перескочить со ступеньки на ступеньку никак не возможно, потому что есть четкие духовные законы и последовательность возрастания в Духе Божием. Если мы это понимаем, если мы это принимаем и смиряемся, то как же «человек» звучит гордо!
Наша гордость бушует, мы хотим быть всезнающими, глубокими церковными людьми. Но Господь нас делает церковными невеждами. Священное Писание говорит: «Не заботьтесь, как и что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф. 10, 19). А если не даст, отнимет, будете стоять и не знать, что делать, язык застрянет во рту, и слова ваши не дойдут до другого человека.
Недаром чудо Божие на горе Фавор совершается каждый год: на нее сходит облако на праздник Преображения. Оно сходит в воспоминание о том, как нам правильно относиться к Богу. Со смирением к тому, как Он правит нашей жизнью, как выстраивает путь, по которому идут стопы наши. Будем помнить слова псалмопевца Давида: «Кто взыдет на гору Господню, или кто станет на месте святем его, чист сердцем, неповинен руками, не прият всуе душу свою, и не клястся лестию искреннему своему» (Пс. 23, 4). Такие простые четыре условия для того, чтобы это облако было к нам ближе и тайны Божии открывались. Поэтому еще раз и еще раз этот праздник нам напоминает о смирении, внутреннем смирении, которое мы должны иметь в себе для того, чтобы Бог возвышал, поднимал нашу душу, просвещал ее Своим Нетварным Небесным Светом, чтобы душа наша очищалась и возрастала в свете и в добродетели. Без смирения и терпения в жизни это невозможно. Так украсим этот день не только плодами, но и добродетелями души. Пусть Господь поможет нам в свое время получить то, что Он считает нужным для нас.