Расписание богослужений Наши издания Как помочь? Контакты
+7(812) 495 48 10 Секретарь храма
+7(812) 557 78 98 Дежурный храма

Главная   Статьи   Разговор со священником   Выбор определяет судьбу человека

Разговор со священником

Выбор определяет судьбу человека

Проповедь прот. Сергия Филимонова от 28.08.2020 г. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Выбор определяет судьбу человека

С праздником, дорогие братья и сестры!

Какую судьбу выбрала себе Дева Мария

Несут тело Божией Матери. Для одних Она источник почитания и благоговения, для других причина злобы, ненависти и презрения. Тех, которые с благоговением несут Ее гроб и к Ней со всей душой, совсем мало, маленькая горсточка. И очень много дышащих ненавистью и злобою. Некоторые даже порываются опрокинуть Ее гроб. Такова злоба человеческая. И сегодня на Святой Земле фундаментальные хасиды[1], увидев паломническую группу с поднятым Крестом, отворачиваются и плюют в сторону. Я помню, мы шли по Святой Земле, и один слепой иудей спросил: «Кто там идет?» Ему ответили: «Это христиане». Тогда он воскликнул: «Поверните меня к ним, я хочу плюнуть». Через 2000 лет такая злоба! Какова же она была тогда, во время погребения Пречистой!.. Такую участь выбрала себе Сама раба Божия. О выборе человеческом я и хочу сегодня с вами поговорить.

Маленькая девочка должна была подняться по высоким ступеням и войти в Иерусалимский храм или остаться вместе с родителями. А родители дали Богу обет посвятить Ему свое чадо и обязаны были его исполнить. И трехлетняя Мария, исполненная Святого Духа, приняла первое свое решение. Никем не поддерживаемая, Она уверенно взошла на последнюю ступень Иерусалимского храма. Выбор был сделан. Годы спустя, в храме, куда Она принесла Своего Младенца на обрезание, Симеон Богоприимец сказал страшные слова: «И Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2, 35). Матерь Божия не отказалась от Своего креста. Это был Её выбор. Еще во время Благовещения она с покорностью приняла свою судьбу: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38). А мы знаем, что сегодня некоторые матери, боясь трудностей, оставляют младенцев в родильном доме. Отказников отправляют в Дом ребенка, и они становятся сиротами. Другие горе-матери, как и в старые времена, подкидывают детей к дверям государственных учреждений, жилых домов, оставляют в общественных местах. Оставленных детей находят даже в самых неприличных помещениях. А юная Мария не испугалась трудностей, потому что вверила Себя Своему Господу.

 «Се, раба Господня. Буди мне по глаголу твоему». Обратите внимание на паузу. В Евангелии это событие излагается в сплошном тексте, но мы понимаем, что перед последней фразой была пауза. Ангел Божий изрек Деве Марии благословение Божие, но оно не было абсолютно исполняемым, безусловным. Он изрек и замолчал. Вот эта пауза и была моментом выбора, моментом самоопределения личности. К нашему счастью Божия Матерь приняла волю Божию и стала «Палатой ширше небес». А до этого момента был сделан еще один выбор. Воспитанная в Иерусалимском храме, после совершеннолетия Она хотела остаться жить при храме и посвятить Себя Богу. По обычаю в этом возрасте воспитанницы храма Божиего выходили замуж или возвращались в дом родителей. А Дева Мария ставит в тупик первосвященника своим необычным решением: Я хочу остаться Невестой Божией, Я хочу быть верной Ему и всю жизнь провести в благоугождении Господу. Замешательство священнослужителей. Что делать? Нарушается тысячелетний обычай Церкви. И оставить Ее они не могут и не могут нарушить обет Девы, данный Богу.

Позвольте ребенку самому решать свою судьбу

Заметьте: находясь в замешательстве, священнослужители не стали злоупотреблять своей властью. Они молятся Богу в поисках решения, которое было бы угодно Ему, сохранило чистоту вверенной им Девицы и не нарушило обет. Сегодня, к моему глубокому сожалению, мы видим иной вариант отношения родителей к своим детям. Традиционно семейное ремесло передавалось от отца к сыну, от деда к внуку. Получить в наследство дело отца считалось почетным, поэтому родители проявляли определенное усердие в обучении детей в этом направлении. И сегодня многие считают, что дети должны жить согласно определению родителей, по заданной программе. Если ребенок уклоняется на шаг влево или шаг вправо — расстрел на месте. Нередко мы видим людей, которых до солидного возраста «пасут» родители. Я помню, как одна 80-летняя женщина кричала своей 60-летней дочери: «Куда пошла? Сюда иди!», как будто она маленькая девочка. Такими маленькими девочками в шестьдесят-семьдесят лет не сразу становятся, а по мере поломки жизни. Психологи говорят, что у современных детей часто не происходит сепарации от родителей[2]. Пуповина не перерезается. Матери, отцы продолжают жить жизнью своих сыновей и дочерей. Они забывают, что дети не их личное достояние, а достояние Божие (Пс. 126, 3).

Судьбу ребенка Бог определяет, это Он положил ему начало. И скольким детям родители сломали жизнь, воспитывая их по своим убеждениям от «а» до «я», не сообразуясь с промыслом Божиим. Помню, как лет десять назад ко мне пришла одна высокопоставленная супружеская пара. «Что нам делать? Мальчик был золотой медалист, а сейчас получает психиатрическую помощь». Я начал интересоваться, как до этого мальчик жил? Его папа — известный академик, мама занимает пост в административных структурах. Папа считает, что его сын должен заниматься математикой и физикой. А ребенок в душе музыкант. Он родился не физиком, а лириком. Желание родителей он выполнил: окончил школу с золотой медалью, завершил учебу в вузе с блестящим аттестатом, а дальше сумасшествие. И что теперь делать? Говорю: «Дорогие родители, вы же лишили его возможности найти свое счастье: не дали ему выбора, перечеркнули все его стремления, решили за него и сами стали проживать его жизнь». Страшная действительность. Таких примеров я могу привести сотни, исходя только из своей скромной пастырской практики. А сколько их по жизни!

Причина неустроенности детей

Причина неустроенности детей кроется в гиперопеке их родителей — безумного дела, которое совершается старшим поколением по отношению к младшим. Сколько разваливается из-за этого молодых семей! Из-за того, что очень часто девушки, став женами, живут головой своей матери. Тело молодой жены, а голова — мамина. Мужья, перед тем как уйти из такого брака, говорят: «Я женился на тебе, а не на твоей маме, и жить с тобой не буду». Таких семей огромное количество. Не умеют жить самостоятельно. А как молодые люди могут жить самостоятельно, если они до брака слушались и после брака слушаются во всем своих родителей? Забыли о том, что «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2, 24). Как страшно ломать молодую жизнь. Какую колоссальную ответственность несут родители за своих детей. Зависимое положение молодых людей — реальность светская.

Реальность духовная — лишение права выбора своих детей родителями церковными. Прошло советское время, и люди начали воцерковляться[3]. Во сколько, мама, ты воцерковилась? В сорок два, тридцать пять, сорок восемь… Пройдя путь ошибок и падений, ты хочешь чтобы ребенок не повторил твоего горького опыта и решительно строишь программу его воспитания. Вкладывая собственные неудовлетворенные потребности, стараешься сделать из него святошу. Не святым — святошей. Скольких святош маленьких и возрастных ведут родители в храм! Ломают их до времени, а потом эти дети все равно уходят в мір. И не помогает ни Церковно-приходская школа, ни слова Священного Писания, ни проповеди священников, ни увещевание родителей. В определенный момент все лопается как мыльный пузырь. Не выдерживает детская душа такого насилия.

Царство Небесное не насилием берется, а усилием

Мы горячо молимся, говорим, что церковь воспитывает, и упорно ведем ребенка по намеченной программе. Только невозможно загнать палкой в Царство Небесное!

— Сколько лет твоему ребенку? — Пять. — Так что же ты его ломаешь? Во что ты его превращаешь? На своем многолетнем негативном опыте хочешь маленького человечка за год сделать мудрым? Невозможно. Результат такого воспитания — сломленные жизни, раздавленные судьбы, презрение к Богу, отторжение от семьи и прочее.

Мудрые священнослужители Иерусалимского храма совещаются, молятся и принимают решение нестандартное, нарушающее древнейшую традицию: «Мы отдадим Деву обручнику старому, с которым Она сохранит свое девство, будет прикрыта замужеством, и никто не узнает о Ее тайне. Так Мария послужит Богу, и наши обычаи не будут нарушены». Смотрите, они не стали ломать Ее волю: «Ты, такая-сякая, обязана выйти замуж и соблюсти наши законы или мы побьем тебя камнями! С наступлением совершеннолетия ты оказалась такой нецерковной, ничему не научилась, ничего не поняла, убирайся из храма Иерусалимского!» и т.п. Мы часто слышим это в нашей жизни — поток оров, визжания, псевдообличения — когда даем своеобразную оценку или принимаем нестандартное решение. Что же вы хотите: чтобы ваш ребенок стал личностью или чтобы бегал за вами на носочках до шестидесяти лет? Господь спросит с вас за это. Дети — Божье поручение родителям (ср.: Быт. 4,1), и как вы выполнили это поручение держать вам ответ на Суде.

Божия Матерь сделала свой личностный выбор, который и определил Ее дальнейшую судьбу. Две тысячи лет и доныне христиане величают Её за это благоизбрание. А мы должны увещевать беспокойных родителей: не ломайте судьбы своих детей, не крушите их души, не полосуйте сердцá. Проявите христианское благоразумие, дайте человеку самому строить свою жизнь, становиться личностью.

Уже после крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа седьмое оружие проходило Ее душу до смерти. Оставшуюся жизнь Пречистая провела, практически, во всеобщем презрении и унижении. Но Она кротко несла свой крест, несла пену ненависти и злословия даже во гробе. Закончился избранный земной путь, настало Успение, погружение в сон на малое время перед вознесением в Царство Небесное. Она не умерла, Сын Божий принял Ее в Свои руки, Матерь Божию, и возвеличил Ее, Честнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим.

28.08.2020, Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

 

[1] Хасидизм — обширное религиозное движение, возникшее среди польских евреев в XVIII в. и увлекшее около половины всей еврейской массы… Склонность к мистическим учениям и сектантству сильно проявлялась среди евреев юго-зап., или украинских, областей Польши (Волынь, Подолия, Галиция)… // Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона

[2] В психологии под сепарацией понимается финансовое, ценностное, функциональное и эмоциональное отделение ребёнка от родителей. Проще говоря — это процесс, по окончании которого человек становится самостоятельным. Сепарация помогает ребёнку ответить на важные вопросы: «кто я?», «чего я хочу?», «что для меня в жизни важно?» //https://profi.ru/media/separacija-pjat-mifov-pro-otnoshenija-roditelej-i-detej

[3] Воцерковление – это период в жизни человека, когда он переходит из статичного ничего не знающего христианина в настоящего, адекватного верующего человека, становится членом Церкви: регулярно посещает богослужения и участвует в таинствах. Иер. Николай Осипов //https://ierei063.ru/o-tserkvi-i-lyudyakh-prostym-yazykom/votserkovlyaemsya/chto-takoe-votserkovlenie-uslovnye-etapy-votserkovleniya/

Новости

Статьи