Равноапостольный Косма Этолийский
Проповедь прот.Сергия Филимонова 6 сентября 2020 г., равноапостольного Космы Этолийского
6 сентября наша Святая Церковь празднует память внесенного в диптих весьма почитаемого греческого святого равноапостольного Космы Этолийского. Он имел необыкновенный дар — слово Божие, которое он мог нести отошедшему от Бога греческому народу. Мы привыкли, что греки очень верующие. Но Господь его воздвиг на греческой земле в середине 18 века, во времена Османского владычества.
Будучи юношей, он показал весьма большие способности в учении. Обучался в Афониаде, где у него были очень хорошие учителя. Потом монастырь Филофей, а далее он совершил достаточно необычный поступок для того времени — он взял благословение у Константинопольского Патриарха на проповедь по территории объединенной Греции.
Подвиг этот весьма тяжелый. Мы с вами знаем слова из величания Апостолам: чтим болезни и труды твоя. Путь миссионерства всегда связан с болезнями, трудами и очень большими искушениями. Не раз такие люди бывают на грани смерти. Вспомним святого апостола Павла, его злоключения во время миссионерских путешествий, когда он нес благую весть народам, которые не знали Христа. Для святого Космы же это были родные земли, он понес слово Божие греческому народу. Можно заметить, что вся его жизнь перекликалась со Священным Писанием Ветхого Завета. Мы читаем о том, как из вавилонского плена возвращались евреи и священник старался сделать так, чтобы слово Божие было услышано, чтобы еврейский народ повернулся к корням.
Когда мы читаем Книги Царств или Паралипоменон, мы тоже обращаем внимание, что были и цари нечестивые, и цари, радевшие о слове Божием. Народ периодически дичал, как он и сейчас дичает. Земное захватывает человека. Сегодня мы можем с горечью констатировать факт, что земные проблемы наших соотечественников интересуют гораздо больше, чем проблемы Небесные. Жизнь очень коротка, она очень быстро протекает. Это могут подтвердить люди, которым за 40, за 50. Молодые думают, что все еще впереди, но не успел оглянуться — уже 80, и то если человек доживет. А сколько не доживает, сколько молодых сейчас умирает во время эпидемий и других трагедий. И состояние нашего народа примерно такое же, как у греков во время Османской империи или как у евреев в то время, когда они еще были в вавилонском плену. Им надо было возвращаться, им дали свободу, а они ничего не знают.
Бог дал им скрижали, установления, которые из века в век должны были соблюдаться. Бог дал им святых людей, которые периодически возгревали веру в народе. Но человеческое естество таково, что невольно вспоминается поговорка: «А Васька слушает, да ест». То есть послушали-послушали, прошло время — все в порядке, Бог посылает изобилие плодов земных, дождик капает, засухи нет, оружием никто не бряцает на границах. Ну и все, давайте успокоимся. Потом начинается деформация сознания, человек начинает думать, что у него все в порядке, потому что он это сделал своими трудами, а Бог где-то там наблюдает за тем, что происходит. Неблагодарный слепой человек не видит, что все благополучие земное складывается из того, что Бог простирает Свою невидимую руку от святого жилища Своего, благословляет народ, труды человеческие. Народ должен отвечать любовью, вниманием, связью с Богом. Но периодически все это доходит до состояния пренебрежения или отчуждения.
Заметно, что интерес к Церкви пропадает. Люди уходят из храмов по разным причинам: дискредитация Церкви в средствах массовой информации, проблемы в самой Церкви, трудности жизни, безработица, сложность выживания, нравственные ориентиры, вседозволенность греха и т. д. Можно много перечислять, но мы видим, что дальше и дальше идет разложение в сторону поиска, прежде всего, земных благ, за что и пострадал первый мир, который был Богом утоплен. Человек становится землей, а не стремится к Небу, теряет связь с Богом, и смысл его жизни теряется. Он из человека превращается в персть земную, в животное. Косма Этолийский видел это пагубное, дикое состояние. Для нас это необычно. Греция, несмотря на все ереси и нестроения, всегда в наших глазах была образцом благоговейного отношения к Богу.
Святой Косма, видя все происходящее, в одном изречении сказал: «Прежде всего, я должен позаботиться о благе народа. Если я буду один негодный монах, моя жизнь потеряет всякий смысл. Лучше мне одному погибнуть и пострадать, но пострадать ради множества людей, которые лишены слова Божия». Он начинает проповедовать слово Божие. Надо сказать, что греки откликаются на его проповеди. Пойдите на ул. Луначарского, попробуйте там на остановке поговорить. В лучшем случае просто отвернутся равнодушно и поедут дальше. В худшем — побьют или вызовут полицию, и вас увезут. Но соотечественники Космы Этолийского от него не отворачивались. Мало того, на его проповеди собиралось до десяти тысяч людей. Он выбирал место, там ставили крест, ему прикатывали камень. Он становился на камень и проповедовал. Иногда по несколько часов. Как повествует житие, некоторые дети даже изнывали. Но у людей настолько была жажда слова Божия, что вместе с детьми они стояли в центре деревни, и с соседних деревень, гор или побережий, если это было рядом, стекалось множество людей. Он напоминал о соблюдении заповедей Божиих, о том, что христиане должны в воскресенье не трудиться, не бегать по базарам, а молиться Богу. Он напоминал людям о самых простых, казалось бы, но очень важных вещах. И он считал, что объединение для греческого народа будет не по национальному признаку, а на основании религии.
Это перекликается с мыслями прп. Сергия, игумена Радонежского, который во время монгольского владычества понимал, что все разные по уровню, сословию. Объединить князей и простых людей совершенно невозможно, если только не на основании православной веры. Так и получилось. Я напомню, как Сталин 22 июня начал не со слов: «Дорогие советские граждане», а перешел совершенно в другую, сакральную плоскость. Будучи даже таким воинствующим безбожником, интуитивно или по подсказке, он обратился к народу во время начала Великой Отечественной войны: «Братья и сестры». Он использовал глубинное обращение к соотечественникам, которое предполагает не просто гражданскую позицию, а Отечество, что-то глубоко закопанное и попал в точку.
Преподобный Косма привлекал к себе внимание не только деревенских, но и богатых людей. И те начали ему активно жертвовать, причем даже турки не оставались в стороне. Не было никакого противоречия, потому что он не призывал к национальным восстаниям. Он напоминал, что Царствие Божие не от мира сего. Любой человек даже если не понимает, что есть земная жизнь и Небесная, то чувствует, что не все так просто, как это кажется: прожил, в гроб закопали и все. И вот они стекались, помогали, и с определенного этапа началась жертва на школы духовного образования. Мне кажется, что наша Церковно-приходская школа тоже должна особенно молиться равноапостольному Косме Этолийскому. Он организовал, благодаря пожертвованиям, тысячи школ практически во всех греческих деревнях на всей территории Османской империи, от Молдавии до Египта. Вы можете себе такое представить? Повествуют, что где-то около сорока тысяч школ было организовано в результате. И все они приносили пользу. Сперва религиозную, а потом они явились возможностью уже национального самосознания греческого народа и борьбой за освобождение. Но открыто он к этому не призывал, а напоминал о том, что должно сохранить корни, традиции в любую эпоху.
Косма Этолийский не бросался заготовленными богословскими фразами. Сам пройдя тяжелый быт крестьян того времени, он понимал нужду каждого сословия. И говорил о самых простых вещах самым простым языком, который был понятен людям. Это крайне важно. Можно встать и говорить всякие богословские вещи, но они не будут трогать сердца и ума, если человек к ним не подготовлен.
Я напомню про проповеди о. Василия Ермакова, которые очень нравились людям и, что называется, били в самую точку и брали за душу. Как повествует бывший дьякон Андрей Кураев, будучи еще молодым человеком, он пришел на кладбище и впервые услышал в проповеди не богословские трактаты, а слово «автобус». Это его глубоко поразило. «Дорогие мои, — сказал о. Василий, — смотрите, не опоздайте на автобус, который отходит от кладбища, чтобы вы завтра не опоздали на службу». Он применял очень простые жизненные примеры и тем самым следовал Господу нашему Иисусу Христу, Который говорил на понятном для простых евреев языке, которые трудились на земле и, действительно, имели благое расположение сердца к усвоению слова Божия. Все это было очень понятно и доходило до ума и сердец людей.
Напоминаю, что в 21 веке в связи с оскудением веры и церковной жизни, прямо говоря, ее деформации, каждый истинный христианин должен нести слово Божие. Но нести его правильно. Не умствовать, а помолиться Богу, и Господь отверзнет уста, и тогда можно принести пользу человеку. Говорить на понятном для него языке, не отвлеченном, но касающемся его жизни – рабочей, семейной, и т. д. Это обязательно должно быть привязано к его жизни, тогда человек начинает как-то понимать.
Господь исполнял святого и даром прозорливости и пророчества. Моя бабушка жила в Мариуполе, где большая греческая колония. Бабушка не знала Священного Писания, но ссылаясь на Библию, чтобы придать авторитет своему слову, говорила: «А вот в Библии сказано о том, что будут летать железные птицы по небу (это мы увидели самолеты, и она вспомнила), земля будет окутана паутиной (то есть проводами)». Но на самом деле греческая колония сохранила предсказания Космы Этолийского, которые были сказаны на 200–300 лет вперед о нашем времени, и многие люди, не имея Библии на руках, путали одно с другим. А пророчества расходились, в том числе и по югу нашей страны. Там, где жили греки, из уст в уста, из поколения в поколение они передавали те назидания. Видите, как — его слово 200–300 лет служило последующим поколениям греков и не только.
Совершив такой подвиг, он против себя настроил иудеев. Ничего нового. Как во времена Ветхого Завета иудеи плясали перед золотым тельцом, так пляшут многие и сейчас. Занимают какие-то руководящие должности, часто теряя веру своих отцов; для них Иегова не является Богом, и только малая часть из них ходит в синагогу. Мы говорили недавно о еврейской благотворительной службе Хэсэд, так жертвуют на эту службу для своих больных соотечественников иудеи, живущие в Израиле. А из живущих здесь копейки не выжмешь, потому что многие потеряли связь со своими корнями, и золотой телец для них стал Богом, как и в те далекие времена.
Иудеи соблюдали шаббат, а по воскресеньям выставляли на базар все свои продукты и губили христиан из-за того, что те не шли в храм и жили земной жизнью. А святой Косма напомнил деревенским людям, что христианин должен в воскресный день не болтаться во время службы в «Родео Драйве», не на Финском заливе или на даче среди помидоров, которые не выросли в нашем климате, или еще где-то, а должен быть в храме. Это заповедь Божия, христианин должен чтить день Господень, и в этот день особенно молиться за себя, за своих родных и близких во всем мире. Мусульмане в пятницу идут в мечеть и потому на него совершенно не злились, а иудеи разозлились; как они погубили апостолов, так они оклеветали святого Косму Этолийского и подкупили убийц, причем не из-за религии, а по жадности и корысти. В переводе на сегодняшние деньги поимка его и убийство ценились в полтора миллиона долларов. Деньги сыграли свое дело. Не заставили долго ждать убийцы, Косма Этолийский был пойман ими и повешен на дереве. При этом был жестоко избит и подвергнут пыткам.
Думали, что на этом все, но святой колыхнул народ греческий, который чтит его до сегодняшнего дня. Он породил множество духовных школ в деревнях, он вернул народ к истокам, и, хотя имеется раскол между нашими церквами: Константинопольской, Элладской — но простой народ как молился, так и молится Богу. Он вернул древнее греческое духовное пение вместо латинского. Кстати, о Косме Этолийском очень много писали, он был человеком известным. В архивах венецианских сохранилась методика его проповедей. Также в немецких библиотеках в архивах хранится то, с чем именно столкнулись немцы, когда они видели, как 10–15 тысяч человек слушали проповеди. И провожали его в последний путь тоже тысячи людей. Вот как всего один человек, который собрался послужить Богу, получил апостольскую благодать и смог перевернуть ход истории на территории Османской империи. Один человек. Святой человек.
Поэтому мы и говорим с вами, что Бог не в силе, а в правде. Христиан остается все меньше и меньше. Их убивают или по-другому к ним относятся в разных странах: или презирают, или смотрят на них свысока, или считают ненормальными людьми, которые теряют драгоценный дар жизни и не прожигают его всеми возможными способами. Другие ценности. Напомню слова свт. Игнатия Брянчанинова, перекликающиеся со Святым Евангелием, что малая соль все солит. Поэтому как бы ни было мало христиан, если Господь исполнит Святого Духа, даже маленькая горсточка может много чего изменить в жизни своего общества и своего народа. Поэтому не забывайте о той ответственности, которую вы несете за будущее, что именно ваша молитва, ваш подвиг, ваш труд над своей душой, над своей судьбой, ваше духовное образование — это все играет большую роль для Отечества и Церкви.
Я могу сказать, что церковная жизнь в регионах оставляет желать лучшего. Мы часто видим по телевизору блестящую обертку, но проблем очень много. Сегодня люди массово продолжают уходить из монастырей только потому, что им говорят про прививку или мазок на Ковид. И ведь эти люди не вчера пришли, а 10–15 лет подвизались. Это говорит о страшной духовной неустроенности многих людей. В регионах вы также столкнетесь с суеверием, с оккультизмом, доходящим чуть ли не до колдовства среди тех, кто считает себя церковным человеком. Конечно же, может быть, не в такой степени все плохо, как во времена Космы Этолийского, но области и приложения для духовного труда очень и очень много, и для того, чтобы Церковь наша выздоровела, если ей дадут время выздороветь, требуется много наших с вами усилий — молитвенных и подвижнических. И тогда мы действительно сможем что-то с вами сделать.