Причины отхождения от Церкви
В день молебна и начала обучения в воскресной школе публикуем проповедь прот.Сергия Филимонова от 13 сентября 2020 г. - напутствие учащимся и выпускникам.
Сегодня состоялся очередной выпуск из нашей Церковно-приходской (воскресной) школы Духовно-просветительского центра им. свт. Иннокентия Московского, и я хотел бы поговорить с вами на тему отхождения православных христиан от Церкви в последнее время.
В силу разных событий и трудностей жизни, а наипаче в силу отсутствия духовного образования, сегодня, когда происходит определенный кризис, попущенный Богом в виде коронавирусной инфекции, безработицы и других экстремальных обстоятельств, мы видим, что некоторые священники снимают с себя священный сан и некоторые христиане ― многолетние члены Русской православной церкви выходят из нее. Они отказываются от Бога. Почему так происходит?
Частично мы уже разбирали эту тему. Большую роль в указанном явлении играет обучение в церковно-приходской школе. Одни дети знания, полученные за годы обучения, несут во взрослую благочестивую жизнь, а другим они напрочь не нужны и забыты. Примерно половина наших молодых учеников после окончания школы уходит в мір и больше в церковь не возвращается. Но я хочу поговорить о взрослых. Многие прихожане являются выпускниками ЦПШ при нашем храме, люди достаточно грамотные, получившие хорошее духовное образование в православии. Однако должен сказать, что есть два-три, может быть, четыре человека, которые в этот трудный период пандемии разуверились в Боге и вышли из церкви; остальные же остались в приходе, остались верны Богу и продолжили молитву.
В других храмах и епархиях статистика не такая. В некоторых регионах храмы вообще опустели. Конечно же, большую роль в этом играет отрицательное воздействие средств массовой информации. К слову сказать, чиновники, находящиеся под воздействием СМИ, сегодня отказываются нам помогать в подготовке к особой конференции «Церковь и медицина», посвященной 20-летию Общества православных врачей Санкт-Петербурга. Как только руководитель той или иной организации после нашего предложения принять участие в проведении конференции слышит слово «церковь», сразу берет заявление и выбрасывает его в помойное ведро. Такая вот реакция на наше православное общество, Церковь и церковную жизнь.
Конечно же, проанализировав ситуацию и ее причины, мы понимаем, почему так происходит. Поэтому особый акцент я делаю на важности духовного образования. Наша воскресная школа ― это не семинария и не богословские курсы, тем нее менее она дает качественное образование. И, самое главное, в ней учат человека понимать Бога, жить церковной жизнью, помогают стать человеком Церкви. Понимать Бога ― это только первая ступень, и выпускники школы, по-существу, с этого только начинают настоящую осмысленную церковную жизнь. Только начинают, я подчеркиваю. Почему? Потому что в дальнейшем надо научиться видеть Бога, а для этого необходимо совершить определенный путь покаяния. «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5, 8). Следовательно, главная практическая задача нашей школы — научить людей каяться.
Итак, чтобы увидеть Бога, надо обрести чистоту сердечную. А обрести ее без глубокого покаяния, без борьбы со страстями и взращивания добродетелей совершенно невозможно. Поэтому школа только указывает вектор, дает старт к более полному осознанию своего места по отношению к Творцу, более глубокому познанию своей души, вѝдению своих грехов. Покаяние и очищение сердца ― в этом практическая направленность школы. Делается это и для того, чтобы человек мог слышать голос Церкви и поступать не так, как ему вздумается.
Приведу конкретный пример, далеко ходить не надо. Посмотрите, что произошло с схиигуменом Сергием, духовником Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Пресвятой Богородицы «Спорительница хлебов». Сперва схиигумена запретили в служении, потом сан сняли, а сейчас отлучили от Церкви. Но его окружает паства, не маленькая, около 500 человек. Они внимательно слушают все, что он говорит, и следят за тем, что он делает. А говорит он вещи, совершенно далекие от Церкви, но его почитатели все это проглатывают. Схиигумена могли бы не отлучать от Церкви, если бы он одумался, но увещевательные письма, слово правящего архиерея, слово Патриарха в целом не привели раскольника к признанию себя виновным и раскаянию в своих поступках.
Мы говорим с вами о послушании Церкви, о слышании Церкви, о том, что надо учиться быть членом Церкви, — словом, быть церковным человеком. Говорим, что Церковь — богочеловеческий организм. Но вот на данном примере, какой это богочеловеческий организм? Там, в раскольническом монастыре, у схиигумена Сергия своё: вопросы конспирологии, неуважение государства, неуважение священноначалия, непослушание, непочитание и т.д. И паства точно такая же. Правду о. Иоанн Кронштадтский говорил: помрачится пастырь — помрачится и паства, просветлеет пастырь — просветлеет и паства. (Дневник. Том XIV. Сентябрь.)
Мы прекрасно понимаем, почему это происходит, почему в нашей Русской Православной Церкви есть некоторые монастыри с сектантским устроением, не сопряженным ни со святоотеческим учением, ни с жизнью Церкви и учением о ней, ни с каким либо аспектом экклезиологии[1]. И даже с Евангелием не соприкасаются. Тем не менее, эти больные частицы пребывают в теле Церкви по настоящий момент. Откуда они берутся? Из мирских и монастырских общин, где личное мнение или мнение группы людей ставится выше мнения Церкви и ее существования. Именно на этом многие ломаются. Потому некоторые ушедшие из нашего храма начинают писать мне письма, что я все понимаю не так, что святоотеческое учение это вообще ерунда и надо еще доказать, зачем оно нужно. Что только не приходится читать иногда в письмах… Полное непонимание!
Приведу другой пример. В одном монастыре ― не буду называть его, чтобы не было обид, он достаточно известный ― спасаются 300 или 400, может быть даже 500 монахинь. Когда объявили, что медицинская служба у насельниц монастыря будет брать мазки на коронавирус, то сразу шесть монахинь покинули эту обитель. Сперва отказались от сдачи теста, а потом обманули привратника и сбежали безвозвратно в неизвестном направлении. Из-за чего? Из-за взятия мазков на коронавирус. Они перепугались, что будто с помощью мазков начнется чипирование, что их мыслями и чувствами будут управлять. А ведь это полное непонимание состояния человеческой души в целом, незнание учения о духе, душе и теле, недопонимание святоотеческих подходов к человеку и т.п. Что было бы логично, если бы это были молодые монахини, но одна из сбежавших прожила 16 лет в монастыре. 16 лет! За 16 лет можно было научиться церковной жизни, вникнуть в нее, усвоить, что такое монашеское послушание и послушание священноначалию, что такое работа с духовником или со своей наставницей.
Смотрите, как все происходит. В свое время я был знаком с игуменьей ― наместницей Ангарского монастыря, мы вместе были на Святой земле. Прекрасный человек, прекрасная монахиня. Но когда некоторое время назад возник вопрос об ИНН, штрих-кодах и пр., то практически весь ее монастырь ушел в раскол. Из чего следует, что одежки и дипломы еще не делают нас сознательными православными христианами. Диплом выдали — хорошо. Надели облачения священнические, монашеские — тоже хорошо. Но не делают эти одежки нас глубокими христианами. Настоящими христианами становимся мы тогда, когда исследуем Священное Писание, вслушиваемся в каждое евангельское слово, когда внемлем святоотеческому учению и стараемся жить жизнью Церкви.
Еще один пример. В связи с пандемией было объявлено служение в храмах с закрытыми дверями. Все понимали, что будет очень трудно — тяжело и прихожанам, и священнослужителям, что может возникнуть проблема выживания и самих храмов. Однако не все с этими условиями смирились. В нашем городе 8 храмов не подчинились ни администрации города, ни митрополиту, ни Патриарху. Как служили, так и служат. Над нашим прихожанином, посетившим другой храм, в котором вообще не носят защитные медицинские маски, смеются и пальцем показывают — вот чудило, в маске стоит. При этом забывают, что у них практически весь клир, весь приход перезаразился и переболел и кто-то очень тяжело, еле-еле вышел из реанимации, а кто-то и умер ― священник или клирошанин. Забывается все быстро; когда же приезжает митрополит на службу — все стоят дисциплинированно в масках, а как уехал ― все маски сняли.
И мне хочется задать вопрос: как же понимать это всё? Получается, что чтобы нас не наказали страха ради иудейского, мы надеваем маски и соблюдаем все ограничения, а когда опасность наказания минует, то мы все это ликвидируем. Это что за подход, скажите пожалуйста? И такое происходит сплошь да рядом. О чем же это говорит? Это говорит о непонимании церковной жизни. Дело же не в маске, дело в послушании. Надел защитную маску ― соблюл послушание, потому что так и было сказано. Послушный человек не идет против власти, не идет против священноначалия, не дискредитирует Церковь. А какой мы пример подали? В средствах массовой информации полоскали всю Православную церковь, даже нашу питерскую. Идет эпидемия, а кто-то в храме лобызает иконы, обнимается, целуется ― что и было фотозадокументировано корреспондентами из «Фонтанки.ру». Как после этого люди неверующие станут верующими, как они будут доверять Церкви, придут ли они в нее? Скажут, что православные крестятся по сорок или сто раз за службу, пол лбом расшибают, а жизнь их совершенно противоречит христианскому учению — послушанию и соблюдению заповедей.
Да и в нашем приходе, как говорится, в семье не без урода. Есть у нас такие прихожане, которые, услышав звон, начинают строчить письма и распространять между людьми, чтобы те прочли их и подписали. Пишут о каком-то жидком чипировании, а может жидкокристаллическом или мыльном, парашютном или порошковом… Все-то они знают: где кто кому и куда что вводит, какие будут от этого последствия и тому подобное. Это что такое? Это неуважение и незнание святоотеческого учения, незнание святоотеческого вѝдения христианской эсхатологии. Так, например, один из святых отцов говорит, что если печать антихриста поставят вопреки воле человека, то она на него не подействует (прп. Гавриил Ургебадзе). Запечатайте хоть с ног до головы человека без его на то воли, печать не будет действовать, потому что она принудительная. Снаружи с человеком можно сделать все что угодно и навешать всяких ярлыков, но если он не был с этим согласен и если он с Богом, то с Богом и останется. Все совершаться будет путем выбора и добровольно.
И вот, дорогие мои, повторю: задача нашей церковно-приходской школы состоит как раз в том, чтобы научить вас быть людьми Церкви, любящими Священное Писание и понимающими, что святоотеческое учение избавляет от многих ошибок и дарует жизнь не только временную, но и вечную. Чтобы полученные знания в ЦПШ стали для вас профилактикой ересей и расколов, предупреждением неправильного образа мыслей, который сегодня как в ловушку затягивает наших соотечественников. Только крепкая церковная община, вооруженная духовным знанием людей, прилежно изучающих Закон Божий и церковный, учение Церкви, живет этой спасительной жизнью. Мало знать о Духе, надо еще жить в Духе. А если не жить в Духе Святом, то тогда будут такие печальные последствия, как в приведенных мною примерах. Благодать Божия привлекается только тогда, когда усердно изучают христианские предметы и не боятся провалить экзамен в воскресной школе.
Меня очень расстроило, что почти половина выпускников ЦПШ во время экзаменов или зачетов списывала. Для чего? Кому нужен фиктивный результат? Ну, хорошо, ты обманешь преподавателя, но Бога ты не обманешь. И ведь в жизни случится так, что пробел в твоих знаниях обнаружит Господь. Однажды Он тебя так протестирует, так проэкзаменует, что ты 30 раз вспомнишь, как не удосужился усвоить урок и попросить Бога, чтобы Он тебя просветил, как на экзамене списал ответ, чтобы не получить плохую отметку и низкое мнение о себе. Поэтому дорогие мои, школярство недопустимо на духовной скамье обучения. Здесь другие законы, другие подходы ― здесь все по-другому. Приходится смиряться со своими немощами и призывать благодать Божию, смирять свою гордыню, когда что-то не понимаешь, приходится преодолевать боязнь негативного мнения о себе. По вашим молитвам Господь сокрушит все эти острые углы.
Так вот, дорогие мои, с одной стороны, я поздравляю вас с окончанием обучения в церковно-приходской школе, а с другой стороны, прошу принять во внимание, что остаться верным Церкви можно только тогда, когда Господь сохранит чистыми ваш разум, сердце, совесть, сохранит вашу истинную православную веру. Между тем, современные люди в основном живут земными интересами, особенно в ныне сложившейся обстановке. Может быть, мой помысел неправильный, но я думаю, что лучшей жизни уже не будет, и многие будут уклоняться от истинного учения, отпадать от Церкви. А если Господь отнимет Свою благодать, то храмы вообще могут опустеть.
Несмотря на все происходящие события, наш приход, наша община уцелели. Из прихожан минимум разуверились и отошли от Церкви, минимум умерли от болезни. Но, дорогие мои, не всегда духовник будет рядом, не всегда рядом будет какой-то опытный человек, чтобы помочь разрешить ваши вопросы. А церковно-приходская школа — это как раз одно из мест обучения, где есть возможность потереться духовно, обтереть все свои духовные немощи. И с момента ее окончания всё должно стать вашим: ваша связь с Богом, ваша молитва, ваша ответственность за ваше принимаемое решение. Вы должны научиться, обращаясь к Богу, находить выход из любой ситуации и понимать, чтó есть нецерковное и что есть вражье, а что никакого отношения к Богу не имеет или вообще является искушением. Для того мы вас учим и того от вас ждем, чтобы вы остались живы для жизни земной и для жизни вечной. А грамотных Церковных людей Господь будет хранить от всевозможных неприятностей. Аминь.
13.09.2020 г.
Неделя 14-я по Пятидесятнице. Положение честнóго пояса Пресвятой Богородицы, собор святых Нижегородской митрополии, Собор Саратовских святых
[1] Экклезиология (от греч. ἐκκλησία — церковь и λόγος — слово) — отрасль христианского богословия, изучающая природу, свойства и устройство Церкви.