Расписание богослужений Наши издания События Как помочь? Контакты
+7(812) 495 48 10 Секретарь храма
+7(812) 557 78 98 Дежурный храма

Главная   Статьи   Людям о людях   Блаженный Митрофанушка и иные блаженные

Людям о людях

Блаженный Митрофанушка и иные блаженные

Из книги "Воспоминания и размышления" прот.Сергия Филимонова, написанной к 50-летию автора.

Предыдущие главы книги: 1 - "Родом из детства", 2.1 - "В Должанке с бабушкой Александрой", 2.2 — Первые годы в Ленинграде, 2.3 — В школе, 3.1 — Врач. Alma mater3.2 — На флоте3.3 — Адъюнктура и женитьба 3.4 — Первые шаги в храм 4.1 — Первый духовный отец - о протоиерее Василии Лесняке, 4.2 — Отец Михаил Сечейко4.3 — Об архимандрите Пантелеимоне Борисенко4.4 — Отец Василий Ермаков, 5.1 — Начало служения. Путь в священнослужение, 5.2 — Рукоположение, 5.3 — Духовная семинария и Духовная академия, 5.4 — Храм преподобного Сергия 5.5 — Строительство Державной: от креста в небе до креста в небе, 5.6 — В детском доме № 9, 6.1 — Угодники Божии. Благословения старца Николая Гурьянова. 6.2 — Тайное делание протоиерея Валентина Мордасова.

О юродстве в современном мире

Я всегда любил посещать могилы блаженных, меня интересовал их подвиг.

Не только из-за того, что Ксения блаженная — покровительница нашего города. Она не одна, Петербург и окрестности его (например, Вырица) богаты на юродивых.

Мне было непонятно, почему они избирали этот путь. Хотелось узнать их поглубже, соприкоснуться с ними. Это раз.

Второе — соприкасаясь с людьми из внешнего мира, противостоящими вере, я понимал, что стандартное начетническое богословие ничего не дает. Священник переходного послеперестроечного этапа должен, с одной стороны, гореть живой верой, с другой стороны — быть реалистом, а с третьей стороны — сталкиваясь с агрессивностью людей, находить слова, которые могли бы задеть человека за живое и привести к вере, что называется, духовно уловить его. На священнике лежит апостольское благословение находить способы уловления человека, чтобы тот пришел к Богу.

Именно поэтому чем больше я узнавал о блаженных, тем сильнее мне нравился их путь.

Первое, чему хочется подражать, — они скрывали свои добродетели. Например, Орловский старец блаженный Афанасий Андреевич Сайко — мы были на его могилке в Орле — тайно совершал поясные поклоны. Он рассыпа́л спички и ходил собирал их. Со стороны видели лишь то, что он за спичкой наклонился, а он-то в этот момент клал поясной поклон и читал про себя Иисусову молитву.

Могила блаженного старца Афанасия Андреевича Сайко на Крестительском кладбище в Орле

Могила блаженного старца Афанасия Андреевича Сайко на Крестительском кладбище в Орле

Блаженный старец Афанасий Сайко (1887–1967) начал юродствовать с 1921 года, в 1924-м был тайно пострижен в монахи. Окормлял верующих в Орле, несколько раз подолгу содержался в психиатрической больнице, поскольку власти опасались его религиозного влияния на людей. 5 мая 1967 года старец скончался и был похоронен в Орле на Крестительском кладбище недалеко от церкви в могиле юродивого Христа ради Павла Павловича Кадило-Крестовского.
По сей день верующие обращаются за молитвенной помощью к старцу, его могила — место паломничества христиан из многих городов России. Орловско-Ливенская епархия подготовила документы в Синодальную комиссию с просьбой о причислении к лику святых блаженного Афанасия Андреевича, юродивого Христа ради.
Была у Афанасия Андреевича поговорка, которая имела глубокий смысл: «Глаза — как тормоза, нос — как паровоз, губы — как трубы». Он постоянно повторял ее, но мало кто придавал этому значение, думали: юродствует. А кто-то понимал правильно, и он тогда подтверждал это. «Глаза как тормоза» — глаза надо придерживать, чтоб не бегали по сторонам. «Нос как паровоз» — паровоз не сворачивает с рельс; если с них сойдет, это может обернуться катастрофой; так и в жизни нельзя сворачивать с избранного пути, с пути Божьего. «Губы как трубы» — чтобы непрерывно воспевать и восхвалять славу Божию, как говорит царь Давид: «Хвалите Бога в псалтыри и гуслях, в струнах и органах, в трубах и восклицаниях».
Многие спрашивали его: «Афанасий Андреевич, для чего вы собираете горелые спички?» В ответ старец брал десяток спичек: «Надо брать по десять штук, связать ниткой, — при этом он делал жест, будто перевязывает спички ниткой. — Их надо окунуть в серу. Сколько ссерите, столько и получите». И начинал смеяться юродивым смехом. Смысл сказанного был глубокий. Десять спичек у Афанасия Андреевича означали десять заповедей. Сколько выработаете — столько получите…

Второе, что мне важно, — блаженные говорили всегда прикровенно, лишь намекая человеку, что он должен исправить свою жизнь, но не давя на него. Вынужденные сказать что-либо жесткое, они умели добавить что-нибудь неожиданное, чтобы человек не обиделся.

Это очень нужно священнику. Потому что постоянно приходится вступать в разговоры с людьми неверующими либо маловерующим. А эти люди очень разные: неверующий человек может быть настроен нейтрально, сочувственно или даже агрессивно. В послеперестроечное время, когда мы только-только вышли из тотально атеистического общества, было очень много агрессивных атеистов, они говорили слова, которые больно ранили душу. И священник, искренне желая помочь собеседнику, иногда с трудом приходил в себя от его высказываний. Об этом, кстати, говорит святитель Иоанн Златоуст: «Я знаю свою душу немощную и слабую; знаю важность этого служения, и великую трудность этого дела. Душу священника обуревают волны, большия тех, какия бывают от ветров, возмущающих море» (свт. Иоанн Златоуст. О священстве. Шесть слов, 3, 8).

В наше время все такие интеллектуально подкованные, казалось бы, умные, и вещи говорят логичные, аргументированные. Иногда невозможно найти ответы, которые люди ищут и хотят слышать. Это как разговор русского с китайцем: один другого понять не в состоянии. Священнические доводы, апеллирующие к Священному Писанию, к Святому Евангелию, совершенно не действуют на такого человека, они для него — не доказательство, поэтому разговор оказывается бесполезным.

А юродивые в таком случае отвечают нестандартно, из-под маски безумства или глупости, давая понять: извини, ты умный, а я глупый, дурак; ты умнее меня. Поступая так, человек не смиряет другого, а сам проявляет смирение. Потому что в любом споре неизбежно волной вздымается гордость, когда один другому хочет показать, что прав. А здесь что получается? Человек хочет тебе показать, что он такой же умный, как ты, хочет доказать свою правоту, а ты вдруг говоришь: «Ты знаешь, а ведь ты умнее меня. Я глупый. Так что ты оставайся при своем умном мнении, а я останусь со своей собственной глупостью».

Такая глупость на самом деле есть великая мудрость. Потому что, уклоняясь от спора, человек уходит как от гнева противоборствующего ему человека, так и от собственного раздражения, которое всегда возникает в споре. Такие вот обретаются духовные плоды.

Поможет ли собеседнику это юродство Христа ради понять и принять ваше мнение? Когда как. Но в любом случае он не сумеет сломать вас, получается удар в резиновую стену. Как говорят в народе, глупого бранить — что на дерево ругаться. Даже если он остался удовлетворен собственной позицией, даже если еще более раздражился из-за беседы с дураком, которому ничего не втолкуешь, или раздосадован, что не добился своего. Это хороший способ самосохранения верующего человека в разговоре с агрессивным атеистом.

Блаженные в совершенстве владели этим искусством, и через это были практически неуязвимы. Если мы возьмем рассуждения святых отцов на эту тему, мы увидим, что вот этот подвиг блаженства, который они на себя брали, — одна из сторон юродства. Подчеркну — одна из немногих сторон. Потому что подвиг юродивых один из тяжелейших. Преподобный Амвросий Оптинский приводил слова преподобного Серафима Саровского о том, что есть три служения, за которые нельзя браться без особого призвания Божия, — это затворничество (аналог — пустынножительство), юродство, настоятельство. Это самые тяжелые кресты.

В современном мире, который зиждется на интеллекте, логике, рационализме и аргументации, некий момент юродства должен присутствовать в жизни не только священника, но и любого верующего человека, чтобы и себя защитить, сохранив свою душу в неповрежденности, и, быть может, помочь другому человеку. Потому что, уходя от спора, ты даешь возможность человеку необиженно подумать о том, что он сказал. Он же прав, и ты с ним не споришь. Значит, можно и поразмыслить о своей правоте, развернуться лицом к самому себе.

Вот почему я всегда стремился помолиться там, где жили и совершали свой подвиг блаженные. Для этого я даже совершил специальную паломническую поездку к могилам нескольких блаженных.

Встреча с блаженным Митрофанушкой

Бог подарил мне счастье общения с живым блаженным. Он прожил около 80 лет и умер вскоре после нашей встречи с ним. Мы специально поехали к блаженному Митрофанушке, совершая паломничество в Киев и по другим городам.

Он жил в поселке Борисово на берегу озера Ильмень. Нам много рассказывали о нем. Это был удивительно терпеливый человек. С детства он был калекой, у него ножки приросли к ягодицам; он ходил в полусидячем положении, и каждое движение причиняло ему острую боль.

Блаженствовал он следующим образом: в любую погоду, в любой мороз сидел на четырехметровом стогу сена. Поднимались к нему по лестнице, если хотели получить ответ на какой-то вопрос, услышать волю Божию о себе. Причем блаженный Митрофанушка заранее знал, кто к нему едет, и сразу называл человека по имени. Удивительно, но он помнил всех, кто когда-либо к нему приезжал. Ему не нужно было записей, он всех поименно поминал, каждого человека, который хоть раз был у него и обращался к нему за советом. У него был камешек с Синайской горы, и каждого, кто приходил к нему, он благословлял этим камешком.

Мы приехали к нему с Еленой Борисовной и отцом Григорием, тогда молодым чтецом. Блаженный уже жил в доме, он больше не в состоянии был сидеть на стогу; у него, помню, были две келейницы. Когда мы подошли, от этого блаженного вышел другой блаженный — незнакомый нам священник, который сразу назвал мое воинское звание, хотя я был в священническом облачении: «Три звездочки, старший лейтенант». И еще что-то мимоходом сказал отцу Григорию о дьяконстве.

А мы зашли к блаженному Митрофанушке. Очень скромно поговорили с ним. Я даже не помню, какой вопрос я ему задал, для меня было важно просто благословение этого блаженного, и я радовался, что есть на свете живой юродивый, и вот я рядом с ним. Мне очень хотелось подарить ему образочек преподобного Сергия Радонежского. И я его попросил, чтобы он надел этот образочек, и он не отказался.

Не всем понравились его ответы, некоторые вещи он сказал так, что не все было понятно. Но говорил не какими-то притчами, а старался именно открыть волю Божию. Но я совершенно четко увидел, что если человеку это было неполезно, могло его ранить, то блаженный говорил немного иносказательно. А если человек был готов напрямую услышать волю Божию, то он говорил совершенно прямо. Поговорил с нами, сфотографировался. И, поблагодарив его, мы поехали дальше.



Прот.Сергий Филимонов

Продолжение следует.

 

Вы можете приобрести печатную версию книги "Воспоминания и размышления", готовится расширенное переиздание. Узнать подробнее и оставить заявку на предзаказ можно здесь.

В продолжение воспоминаний вышла новая книга прот. Сергия Филимонова «По своей земле», она есть в наличии в лавке, подробнее здесь.

Дорогие друзья! Примите участие в строительстве капитального здания Воскресной школы. Или вложите ваш кирпичик в строительство Дома Милосердия - первый в России проект такого масштаба социального, медицинского служения и просвещения, объединенного вокруг храма свт.Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело! 

Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!  

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Последние новости Дома милосердия

Новости

Статьи