Расписание богослужений Наши издания События Как помочь? Контакты
+7(812) 495 48 10 Секретарь храма
+7(812) 557 78 98 Дежурный храма

Главная   Статьи   Людям о людях   Тайное делание протоиерея Валентина Мордасова (продолжение)

Людям о людях

Тайное делание протоиерея Валентина Мордасова (продолжение)

Из книги "Воспоминания и размышления" прот.Сергия Филимонова, написанной к 50-летию автора.

Предыдущие главы книги: 1 - "Родом из детства", 2.1 - "В Должанке с бабушкой Александрой", 2.2 — Первые годы в Ленинграде, 2.3 — В школе, 3.1 — Врач. Alma mater3.2 — На флоте3.3 — Адъюнктура и женитьба 3.4 — Первые шаги в храм 4.1 — Первый духовный отец - о протоиерее Василии Лесняке, 4.2 — Отец Михаил Сечейко4.3 — Об архимандрите Пантелеимоне Борисенко4.4 — Отец Василий Ермаков, 5.1 — Начало служения. Путь в священнослужение, 5.2 — Рукоположение, 5.3 — Духовная семинария и Духовная академия, 5.4 — Храм преподобного Сергия 5.5 — Строительство Державной: от креста в небе до креста в небе, 5.6 — В детском доме № 9, 6.1 — Угодники Божии. Благословения старца Николая Гурьянова.

Советы отца Валентина

Священнические советы, которые давал мне батюшка, уже не вычленить из жизни — они вошли мне в плоть и кровь. Все они, и для священников, и для мирян, собраны в его книге «Крупицы духовной мудрости».

Батюшка всегда говорил о необходимости проповеди. Он часто предупреждал меня, что священнослужители должны проповедовать как можно чаще.

Он советовал то, в чем видел возможную ошибку человека. Поэтому его совет всегда индивидуален. Одну корректировку он давал мне, другую — другому.

Я часто пользуюсь его советами по усыновлению, потому что у нас в приходе многие семьи желали усыновлять детей. Мы сотрудничаем с детским домом. Возможно, он видел заранее, что у нас будет все это происходить, поэтому наперед дал мне такой посыл, которым я пользуюсь до сих пор.

Так вот, отец Валентин считал, что усыновлять детей нужно с большой осторожностью, с рассуждением. Что лучше брать не грудничка, а трех-четырехлетку — не из-за того, что у него те или иные болезни проявятся, а из-за того, что становится виден характер ребенка: капризный он или спокойный, как ведет себя, как на что реагирует. Предлагал начинать с удочерения девочек. Потому что семья может не справиться; известны ведь случаи, когда детей отдают обратно в детские дома или жалеют всю оставшуюся жизнь, что воспитывают такого ребенка. Поэтому сначала он предлагал присмотреться, а потом уже заниматься усыновлением. Многие стараются заполнить брешь в своей душе, компенсировать ребенком свое бесплодие, не давая себе отчета, что все может оказаться гораздо сложнее, чем можно себе представить.

И еще батюшка предупреждал: усыновляющая пара должна быть готова, что, когда ребенок вырастет, он может уйти и не сказать ни спасибо, ни до свидания. Если супруги к этому готовы, они могут брать ребенка. То есть это крайняя степень жертвенности. Какой же тогда смысл в усыновлении? Смысл есть, потому что этот ребенок, живи он в детдоме, может вырасти злым, представлять большое зло. Он может погибнуть, или сесть в тюрьму, как обычно это и происходит. Девочка может оказаться на панели. Но за время пребывания в семье ребенок станет другим, добрее, в него будут заложены зерна добра. Даже если уйдет со скандалом, даже если начнет отсуживать площадь, будет до конца жизни приемных родителей безобразно к ним относиться… Все равно его жизнь пойдет по гораздо более благополучному сценарию.

Он говорил, что священник должен читать проповедь не только после каждой Божественной литургии, но и после каждого совершенного им церковного действия: молебен ли это, панихида ли, освящение квартиры, еще что-то. Он приводил слова Иоанна Златоуста: «Или ты не знаешь, что это тело (церкви) подвержено большим болезням и напастям, нежели плоть наша; скорее ее повреждается и медленнее выздоравливает? Врачами телесными изобретены разные лекарства и разнообразные орудия, и роды пищи, приспособленные к больным; часто одно свойство воздуха было достаточно для выздоровления больных; даже иногда благовременный сон освобождал врача от всякого труда. А здесь ничего такого придумать нельзя; но после примера дел предоставлен один вид и способ врачевания — учение “словом”. Вот орудие, вот пища, вот превосходное растворение воздуха! Это вместо лекарства, это вместо огня, это вместо железа; нужно ли прижечь или отсечь, необходимо употребить слово; если оно нисколько не подействует, то все прочее напрасно. Им мы возставляем падшую и укрощаем волнующуюся душу, отсекаем излишнее, восполняем недостающее и совершаем все прочее, что служит у нас к здравию души. …Если бы кто имел меч духовный и щит веры такой, что мог бы совершать чудеса и посредством чудес заграждать уста безстыдным, тот не имел бы нужды в помощи слова; или лучше, оно по свойству своему и тогда было бы не бесполезно, но даже весьма необходимо. Так и блаженный Павел действовал словом, хотя повсюду славился знамениями. И другой из лика апостольского увещевает заботиться о силе слова: “готови” будьте, говорит он, “ко ответу всякому вопрошающему вы словесе о вашем уповании” (1 Петр. 3, 15). И все они тогда не по другой какой-либо причине предоставили Стефану и его сотрудникам попечение о вдовицах, но для того, чтобы сами безпрепятственно могли заниматься “служением слова” (Деян. 6, 4) (О священстве. 1, 3). И еще: “Бо́льшая часть из подведомых священнику стеснена житейскими заботами, которые делают их менее расположенными к делам духовным. Поэтому учитель должен, так сказать, сеять ежедневно, чтобы слово учения по крайней мере непрерывностию своею могло укрепиться в слушателях”» (О священстве. 6, 4).

За то, что священник не сеет слово Божие, не воспитывает Божий народ, он даст ответ на Страшном Суде. Мы обсуждали и вопрос о том, что священник не всегда исполняет то, что говорит. Конечно, проповедническое слово, соединенное с примером, имеет особую силу воздействия благодати Божией. Но даже если священник не делает того, что говорит, он все равно обязан проповедовать и учить, как поступать. Иногда, произнося проповедь, священник сам воспитывается от того, что произносит. Он как бы назидает не только других, но и себя самого вести себя по-христиански.

Отец Валентин уделял проповеди просто чрезвычайное внимание. До того я считал: это просто панихида, это лития, здесь проповедь не нужна. После этого я стал каждое свое действие обязательно сопровождать проповедью. И нужно сказать, что до сих пор всегда читаю проповеди после каждого действия.

Батюшка всегда старался говорить не от себя, а опираясь на Священное Писание и святых отцов, больше ссылался не на свой опыт, а на святоотеческий.

Он считал важным, чтобы священник не торопился отвечать, если не готов к ответу, чтобы прямо говорил: не знаю. Потому что действительно Господь может ведь и не дать ответа или дать не сразу. Он говорил, что от этого только повышается авторитет священника, и если он не может сразу ответить, то это нисколько его не дискредитирует.

Еще он учил, что духовное лицо любого ранга должно постоянно учиться. Приводил в пример Святейшего Патриарха Тихона, который тоже родом из тех мест.

Патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Белавин) родился 19 января 1865 года в семье священника. Семья Белавиных перебралась в Торопец в 1869 году, когда отец Иоанн был назначен на Спасо-Преображенский приход города. Будущий Патриарх прожил здесь до 1878 года, окончил курс торопецкого духовного училища и уехал учиться в Псковскую семинарию, а по ее окончании ― в Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1888 году. Вознесенский храм стоит на старинном городском кладбище. На кладбище возле храма находятся могилы его родителей — священника Иоанна и Анны Беллавиных, его братьев Михаила, Павла, Иоанна. В Спасо-Преображенском соборе Торопца служил отец Иоанн Белавин и алтарничал юный Василий, будущий Патриарх Тихон. Жила семья Беллавиных в доме напротив храма — зеленое одноэтажное деревянное здание по адресу: улица Никитина, 11, сохранилось до наших дней.
Святитель был здесь в последний раз в 1903 году, будучи епископом Северо-Американским (мать его умерла год спустя). А по завершении своей исповеднической жизни он присутствует в этом маленьком городке — в памяти и молитвах своих земляков. Его именем названа торопецкая гимназия, устроен и музей памяти святителя.

Отец Валентин рассказывал, что Святейший Патриарх Тихон всю жизнь, и даже будучи Патриархом, учился у других. Приезжая в то или иное место, он учился у игумена монастыря, у монаха, у любого встречного — потому что каждый человек может обладать драгоценной жемчужиной истины. Патриарх Тихон был собирателем жемчуга духовной мудрости. Поэтому отец Валентин всем советовал следовать этому примеру Святейшего, никого не игнорировать, учиться у прихожан, у дьяконов, у священнослужителей, внимательно слушать всех.

Он много говорил о соблюдении образа жизни, о семейном устроении, о воздержании чувств. Что нужно стремиться к воздержанию чувств, не отвлекаться ни на кино, ни на телевизор, чтобы достичь духовной собранности, трезвения. И сам он был, конечно, подвижником XX века, человеком очень высокой духовной жизни и большой мудрости.

Батюшка постоянно напоминал, что одна из главных добродетелей — рассуждение. Приводил слова святых отцов, что без рассуждения любая добродетель может быть использована неправильно и вести не ко спасению человека, а к падению. Любовь без рассуждения, например, выльется в какую-то слюнявую сентиментальность, в попустительство греху. А любовь, перехлестнувшая за край, страстность, может затмить собой Бога. Поэтому всегда нужно искать золотую середину, это святоотеческий путь, искать и контролировать себя. Рассуждение нужно постоянно применять в своей христианской жизни, потому что без этой добродетели невозможно непреткновенно пройти своим жизненным путем.

Немного из жизни отца Валентина

Отец Валентин

Часто мы не придаем большого значения освящению соли, масла и т. д., а вот отец Валентин часто прибегал именно к освященным предметам, уделял внимание тому, чтобы люди активно использовали и святую воду, и артос, и антидор, и святой елей, и соль освященную, и мед и т. д.

Но, разумеется, все это вспомогательные средства. Главным является покаяние и жизнь во Христе. Акценты у него были расставлены правильно, и батюшка ориентировался прежде всего на святоотеческий образ жизни и святоотеческий образ мысли.

Неслучайно он постоянно делал подборки из святых отцов. В советское и первое постсоветское время подобных книг практически не было, его помощники перепечатывали выписки на пишущей машинке. У меня сохранились эти листочки, сделанные под копирку.

Он и сам вел святоотеческий образ жизни: постоянные молитва, пост, покаяние. Задолго до нашего знакомства его сын — он был иподьяконом — утонул в реке Великой. Это подтолкнуло их с матушкой к еще более подвижнической жизни. Говорили, что они даже приняли тайный постриг, хотя никаких подтверждений этому факту нет.

Отец Валентин очень многим помог нашему приходу: и книгами, и утварью, и богослужебными облачениями. У меня и сейчас хранится его наперсный крест. На долгие годы после своей смерти он снабдил необходимым наш развивающийся храм.

Он был очень добродушным человеком, они с матушкой очень красиво и хорошо пели духовные песни. Это настоящий подвижник благочестия. Много чудес происходило по его молитвам, и много чудес происходит сейчас, после его смерти, с ним связанных.

Батюшка не любил фотографироваться, только случайно удавалось запечатлеть его. Поэтому остались лишь единичные фотографии.

 Успение отца Валентина

Отец Валентин никогда не жаловался на свои немощи, хотя наверняка знал о своем заболевании. У него начал развиваться рак печени, изменился цвет лица. Хотя посторонний взгляд не всегда это поймет, у человека, который много постится, кожа лица всегда немного желтоватая.

Батюшка не подавал виду, что болен, старался никого не смутить, чтобы ни у кого не возникло никакого подозрения. Он продолжал принимать людей, вести духовные беседы, хотя и реже.

Не знаю, лечился ли он. Но несомненно, что принимал болезнь такой, какая она есть. Возможно, это была далеко зашедшая форма рака с метастазами. Я не берусь об этом говорить, потому что медицинской карточки не видел, достоверно ничего не знал. Диагноз выяснился уже после его успения.

Надо сказать, что отец Валентин задолго знал день своей смерти. Это стало ясно только потом. Он ежегодно выпускал церковные календари, и всегда они выходили в сентябре-октябре. А в том году он впервые выпустил календарь в феврале. И на обложке была изображена икона Радонежских святых. В этот день он и почил о Господе, в день Радонежских святых. То есть он знал день своей смерти за полгода или даже ранее. Он не стал говорить: «Я умру тогда-то», ни одного слова не сказал, но сделал это иносказательно, как истинно духовный человек. Поместил икону, и в этот именно день почил о Господе.

Когда мы с отцом Валентином прощались в последний раз, он спросил: «Ну что, когда приедешь? Через сто лет, двести, триста?» Я не понял его присказки. Что имелось в виду? Но люди такого духовного уровня не всегда говорят понятно. Иногда сказанное ими становится ясным только по прошествии времени. Так, например, по смерти отца Василия Ермакова с каждым годом все больше и больше открываются его священнические, пастырские поступки. Время ученичества простирается иногда и за порог смерти, конечно, если остается связь…

Отец Валентин Мордасов умер в 1998 году и похоронен на погосте Камно, за алтарной стеной своего храма.

Могила протоиерея Валентина Мордасова

Могила протоиерея Валентина Мордасова

Могила протоиерея Валентина Мордасова

Мы продолжаем ездить к батюшке и сейчас, когда его уже нет в живых. Возвращаясь с могилы отца Пантелеимона из Печор, заезжаем к отцу Валентину. Летом 2018 года исполнится 20 лет с момента преставления ко Господу протоиерея Валентина Мордасова.

***

Сын мой! С тобою я скоро расстанусь.

Пришел мой черед, ухожу

Туда, где неведомы грусть и усталость,

Где Богу возносят хвалу.

 

Где нету тревоги, болезни, печали;

Уже на пороге стою.

Послушай, мой сын, что тебе завещаю,

Исполни же просьбу мою:

 

Одень меня просто, без долгого сбора,

И гробик попроще найди,

Чтеца призови, и пусть после канона

По мне прочитает псалмы.

 

Богатых поминок с застольем не надо,

Как принято делать везде.

Лишь гордости это греховной в усладу,

Но нет покоенья душе.

 

Свези меня в церковь без светского пенья

Запомни, что я говорю:

Пускай хоть недолго — до погребенья –

Побуду лицом к алтарю.

 

Поставь на могилу мне крест деревянный,

От всех избавляет он бед.

А мрамор, гранит — словно груз окаянный –

Усопшему в тягость и вред.

 

Вином поминать меня, сын мой, не станешь!

Про это прошу не забыть.

Ведь этим лишь душу мою ты поранишь,

А лучше — и вовсе не пить!

 

В годину по мне закажи ты обедню,

Поставь у распятья свечу,

Подай, сколько можешь по милости, бедным –

Все это тебе по плечу.

 

А если вдруг сердце забьется тревогой,

Ко мне на могилку приди.

И преподобного Серафима

Правило тихо прочти…

 

Господь милосердный пошлет утешенье,

От бед — в покаянии дверь,

Проси у Него и у ближних прощенья,

Молися, надейся и верь.

Протоиерей Валентин Мордасов.

Тайное делание протоиерея Валентина Мордасова (начало).



Прот.Сергий Филимонов

Продолжение следует.

 

Вы можете приобрести печатную версию книги "Воспоминания и размышления", готовится расширенное переиздание. Узнать подробнее и оставить заявку на предзаказ можно здесь.

В продолжение воспоминаний вышла новая книга прот. Сергия Филимонова «По своей земле», она есть в наличии в лавке, подробнее здесь.

Дорогие друзья! Примите участие в строительстве капитального здания Воскресной школы. Или вложите ваш кирпичик в строительство Дома Милосердия - первый в России проект такого масштаба социального, медицинского служения и просвещения, объединенного вокруг храма свт.Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело! 

Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!  

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Последние новости Дома милосердия

Новости

Статьи