Расписание богослужений Наши издания События Как помочь? Контакты
+7(812) 495 48 10 Секретарь храма
+7(812) 557 78 98 Дежурный храма

Главная   Статьи   Людям о людях   Выписки из дневников разных лет. Возвести горе́ очи и сердце. Борьба со страстями

Людям о людях

Выписки из дневников разных лет. Возвести горе́ очи и сердце. Борьба со страстями

Дом милосердия

Из книги "Воспоминания и размышления" прот.Сергия Филимонова, написанной к 50-летию автора.

Предыдущие главы книги, ЧАСТЬ 1: 1 - "Родом из детства", 2.1 - "В Должанке с бабушкой Александрой", 2.2 — Первые годы в Ленинграде, 2.3 — В школе, 3.1 — Врач. Alma mater3.2 — На флоте3.3 — Адъюнктура и женитьба 3.4 — Первые шаги в храм 4.1 — Первый духовный отец - о протоиерее Василии Лесняке, 4.2 — Отец Михаил Сечейко4.3 — Об архимандрите Пантелеимоне Борисенко4.4 — Отец Василий Ермаков, 5.1 — Начало служения. Путь в священнослужение, 5.2 — Рукоположение, 5.3 — Духовная семинария и Духовная академия, 5.4 — Храм преподобного Сергия 5.5 — Строительство Державной: от креста в небе до креста в небе, 5.6 — В детском доме № 9, 6.1 — Угодники Божии. Благословения старца Николая Гурьянова. 6.2 — Тайное делание протоиерея Валентина Мордасова, 6.3 — Блаженный Митрофанушка и иные блаженные. 6.4 — Святитель Лука в моей жизни.

ЧАСТЬ 2. Духовные размышления. Выписки из дневников разных лет. 1 — О дневниках. О насмешничестве. 2 — Полет шмеля и невычитанные записки. О чтении духовных книг. 3 — Молитва о детях. О причастии в паломничествах. Богатые грешники XXI века. 4 — О ревности не по разуму. О беспокойстве души.  5 — О мужестве. Отношения с духовником.

Возвести горе́ очи и сердце

Современные медицинские технологии стараются пленить ум человека земным и укоренить его в состоянии «человека греховного». Технологии стали совершеннее, и для безбожного Запада это неудивительно: человек отходит от Бога. На кого ему надеяться? Ведь Бога или нет, или Он далеко, а суперприборы рядом. Сатана помогает ученым совершать все более великие открытия, чтобы человек не выходил из порабощения своей гордостью и самодовольством. Но в несчастье, когда никакая аппаратура не помогает, он, наконец, отрывает взгляд от забот и возводит к небу.

2009 год

***

Когда благодать Божия соединяет ум с сердцем, рождается ощущение постоянного присутствия Божия. Это состояние требует тщательного хранения. Если человек небрежен, благодать тут же оставляет его, и сердце мгновенно каменеет.

После того как во время богослужения Господь посетил меня, в течение 2–3 недель в сердце была теплота. Но сын вывел меня из себя, я раздражился, повысил голос, — и сердце сразу посетила сухость. Вообще когда Господь отступает от сердца, на душе становится нехорошо. После покаяния Господь простил меня и умиротворил сердце. Однако я не внял первому уроку и через несколько дней воспламенился гневом на сына за его очередной проступок. Благодать явственно отошла от меня, и тяжесть на сердце даже мешала говорить проповедь.

2004 год.

***

Глубокое заблуждение думать: «Завтра я помолюсь горячим сердцем, как сейчас, и подготовлю себя к службе вот так и так». Нет, не хочет Податель благ и молитвы входить в человека по его плану и расписанию. Дух не приходит по заказу и ко времени.

Друг мой, минуты, в которые Господь Сам разжигает в твоем сердце пламень молитвы, бесценны. Молись горячо именно сейчас. Отложи все, отодвинь в сторону, когда увидишь, что пришел Жених. Как человек оставляет все дела свои, когда неожиданно приходит к нему дорогой и знатный гость, так и здесь — поторопись прервать свои обычные дела и не возвращайся к ним, пока не окончится эта короткая, но горячая и важная беседа с Богом. Как часто, неразумно пламенея от молитвы, я не дорожил ею и мысленно перекладывал на завтра, на предстоящую службу, поддавшись бесовскому наваждению и отвлечению. И как часто назавтра, ища во время литургии вчерашней горячей молитвы, — не обретал ее и горько скорбел об утрате и о своем легкомыслии.

Дух приходит, когда хочет, и уходит, когда захочет, и не всегда человек может понять, почему это так. Учись смирению и молись горячо там и тогда, где и когда этого захочет Бог.

2005 год

***

День, не пронизанный Духом Божиим, скучен, пуст и выхолощен, сер и тускл, не имеет внутреннего наполнения, радости пребывания с Ним и хождения пред Ним, лишен всякого смысла, и душа, истинно «вкусившая Бога», это остро чувствует.

2005 год

Борьба со страстями

Когда лучи Божественного света вдруг озаряют твою душу и обнажаются нечистоты, которых ты до сих пор не видел из-за помраченного ума, то невольно вскрикиваешь сердцем: «Господи, за что Ты терпел и еще терпишь меня? Господь мой и Бог мой!»

2005 год

***

В процессе внутренней борьбы со страстями наступает такой момент, когда ясно начинаешь видеть гнездящегося в сердце и орудующего тобой падшего духа и внезапно осознаешь, что это так и есть, и видишь лицо врага духовными очами. Для победы над ним необходимо духом спуститься в сердце и именно там вступить в лобовую схватку, призывая на помощь имя Божие с молитвой смирения и самоуничижения.

2005 год

***

Когда я гневался и раздражался, всегда было очень трудно потом восстановить прежний мир в душе. И когда, казалось, совсем избавлялся от этой страсти, она вспыхивала вновь. Стыдно и горько совершать Божественную литургию после недавнего гнева. Чтобы получить даже малейшее послабление от сей язвы, требуется большая осторожность, крайнее внимание к себе и много слез, воздыханий и очень глубокого сокрушения сердца. Как обгоревший струп надобно вырезать вместе с нежизнеспособными слоями, так и здесь необходимо глубокое покаяние.

2005 год

***

Мы прощаем нашим врагам и обидчикам внешне, но часто в душе остается неприятный след, осадок, неприязнь к ним. И хотя мы не расцениваем это как злопамятство, на самом деле это оно и есть, только в более утонченной форме. А это значит, что мы на деле не простили, и Божию заповедь о врагах не исполнили, и долги «должником нашим» не оставили. Только когда человек от всего сердца начинает молиться за своего врага, Святой Дух за исполнение «дела любви» подает ему любовь, и душа окончательно очищается пришедшей благодатию от гнездившейся в ней злобы.

2005 год

***

В частной исповеди есть свои плюсы и минусы. Достаточно часто исповедники каются умом, а не сердцем, подходят к аналою с холодной душой. Возгревать покаянный дух во время исповеди умеют немногие кающиеся. В основном стараются «взять головой» — отсюда и не испытывают облегчения на душе.

Не удовлетворенный этим обстоятельством, я стал практиковать общую исповедь, предварительно прося Бога подать кающимся дух покаяния и раскаяния в грехах и говоря тематическую проповедь. Это давало гораздо больше результатов — благодать Божия касалась сердец, Господь помогал подобрать нужные слова и тронуть струны души — люди стали воздыхать и оплакивать свои грехи.

Важно, когда священник сам кается в тех грехах, которые оглашает. Покаяние священника передается кающимся людям и растапливает их сердца.

Один сокрушенный вздох, одна слеза покаяния для Бога важнее длинного списка грехов на бумажке и холодного сердца. Для Бога важно качественное состояние сердца, а не количество страниц, скрупулезно исписанных грехами. Священнику следует практиковать общую и частную исповеди по обстоятельствам, имея целями своими тщательно просветить души кающихся, возбудить покаяние, привести их к осознанию немощи перед Богом и необходимости помощи Божией для выздоровления от греха.

2006 год

***

Страхом не уврачевать духовный недуг. Причащал парализованную девушку. Ездил на другой конец города, потратил 4 часа. Посоветовал родителям обратиться в близлежащий храм, чтобы впредь больную посещал местный священник. Обратились, тот ответил: «Не поеду. Пусть отец Сергий сам и ездит». Хотел сообщить священноначалию, но передумал. Накажут, а толку никакого, только злобу затаит. Сам поеду, а в человеке, может, проснется совесть — и раскается. Тогда незлобием можно будет исцелить его.

2006 год

***

Одним лечением пороков душу не преобразуешь. Священник врачует пороки в душе кающегося, подбирая то или иное лекарство для его выздоровления. Но исцеление от недуга и преображение души — не одно и то же. Задача духовника — найти в душе обращающегося к нему человека зачатки добродетелей, взращивая которые, он привлечет благодать Божию, могущую изменить всю личность целиком. Даже врач, назначая препараты, убивающие болезнетворные микроорганизмы, одновременно заботится о средствах, которые придали бы организму силы и увеличили его сопротивляемость болезни. Через восстановление поврежденного грехом образа Божия в человеке происходит его действительное возрождение во Христе. Преображающийся человек черпает в Боге силу и веру в возможность преодоления живущего в нем греха, исцеления от него и спасения души.

Опыт показывает, что часто священники выкорчевывают пни, а раны землей не засыпают и свежей травой не засеивают. Священник, задавай себе вопрос: «На что хорошее я могу опереться в душе этого человека, чтобы вытащить его из грязи и вшей и пробудить горение веры?»

2006 год

***

Придя в алтарь, ворчал перед литургией и делал замечания собратьям-священникам и пономарям-алтарникам. Они были справедливы, но ввергли сослужителей моих в печаль, огорчили. Чувствую — благодать отошла, и сердце перекосило неприятной сухостью. Не могу так начинать литургию. Успокаивал братию, а потом сказал: «Прости меня, Господи, каюсь, согрешил. Простите отцы, что ворчал и опечалил вас, Христос посреди нас!» — и, о чудо, сердце объялось жаром и теплотой, и слезы брызнули из глаз. И вновь во время «Царю Небесный…» чувствую близость, любовь и милость Божию.

Вот она, заноза сердечная самолюбия и гордости. Проси прощения у Бога и ближнего, и тут же Господь вырвет ее, на душе станет легко, и молитва польется рекой.

2007 год

***

Следует понимать, что подвижники и святые отцы оставляли нам свои произведения по разным причинам.

Во-первых, эти произведения рождались из-под их пера в процессе выписок из священных текстов для назидания самих себя и выработки личных правил духовной брани. Каждая найденная духовная мысль опытно взвешивалась в процессе аскетических борений.

Во-вторых, по преизбытку благости и любви к ближнему отцы были не в силах и не вправе скрывать найденные сокровища, но щедро делились ими со всеми жаждущими спасения.

В-третьих, сам труд над священными текстами давал их уму воспарять в горние пространства и тем самым трезвиться и побеждать злые помыслы «сверху» — по причине его восхищения и недоступности морю противоборствующих внизу страстей. Такой способ умного делания позволял, например, преподобному Никодиму Агиориту, написавшему за свою жизнь около 200 книг, постоянно пребывать в созерцании Бога.

По неразумию, не понимая этого, я в свое время принял помысел прекратить писать духовные книги и не тратить на это время, а лучше потратить его на молитву. Со временем мне открылось, что это неправильно. Некоторые идут к Богу через умное делание созерцания Бога и молитвы во время чтения и написания. Удержал меня от этого святой Иоанн Кронштадтский.

2009 год

Прот.Сергий Филимонов

Продолжение следует.

 

Вы можете приобрести печатную версию книги "Воспоминания и размышления", готовится расширенное переиздание. Узнать подробнее и оставить заявку на предзаказ можно здесь.

В продолжение воспоминаний вышла новая книга прот. Сергия Филимонова «По своей земле», она есть в наличии в лавке, подробнее здесь.

Дорогие друзья! Примите участие в строительстве капитального здания Воскресной школы. Или вложите ваш кирпичик в строительство Дома Милосердия - первый в России проект такого масштаба социального, медицинского служения и просвещения, объединенного вокруг храма свт.Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело! 

Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!  

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Последние новости Дома милосердия

Новости

Статьи