Расписание богослужений Наши издания События Как помочь? Контакты
+7(812) 495 48 10 Секретарь храма
+7(812) 557 78 98 Дежурный храма

Главная   Статьи   Людям о людях   Выписки из дневников разных лет. Пост, труд и путь. Помогают аппараты или вредят? О будущем

Людям о людях

Выписки из дневников разных лет. Пост, труд и путь. Помогают аппараты или вредят? О будущем

Дневники разных лет

Из книги "Воспоминания и размышления" прот.Сергия Филимонова, написанной к 50-летию автора.

Предыдущие главы книги, ЧАСТЬ 1: 1 - "Родом из детства", 2.1 - "В Должанке с бабушкой Александрой", 2.2 — Первые годы в Ленинграде, 2.3 — В школе, 3.1 — Врач. Alma mater3.2 — На флоте3.3 — Адъюнктура и женитьба 3.4 — Первые шаги в храм 4.1 — Первый духовный отец - о протоиерее Василии Лесняке, 4.2 — Отец Михаил Сечейко4.3 — Об архимандрите Пантелеимоне Борисенко4.4 — Отец Василий Ермаков, 5.1 — Начало служения. Путь в священнослужение, 5.2 — Рукоположение, 5.3 — Духовная семинария и Духовная академия, 5.4 — Храм преподобного Сергия 5.5 — Строительство Державной: от креста в небе до креста в небе, 5.6 — В детском доме № 9, 6.1 — Угодники Божии. Благословения старца Николая Гурьянова. 6.2 — Тайное делание протоиерея Валентина Мордасова, 6.3 — Блаженный Митрофанушка и иные блаженные. 6.4 — Святитель Лука в моей жизни.

ЧАСТЬ 2. Духовные размышления. Выписки из дневников разных лет. 1 — О дневниках. О насмешничестве. 2 — Полет шмеля и невычитанные записки. О чтении духовных книг. 3 — Молитва о детях. О причастии в паломничествах. Богатые грешники XXI века. 4 — О ревности не по разуму. О беспокойстве души.  5 — О мужестве. Отношения с духовником.  6 — Возвести горе́ очи и сердце. Борьба со страстями.  7 — О слезах. Сердце пастыря,  8 — О внимании к себе. Путевые записки. Уроки отца Епифания.

Пост, труд и путь

Начало поста связано с тем, что поднимают голову главные страсти. У некоторых они просто вспыхивают. Это очень важно. Когда страсть проявила себя — ее стало видно, и уже можно лечиться, обрушив на нее всю силу удара. Тогда пост идет хорошо.

Господь обнаружил язву — значит, можно ее исцелять. А так она сидела в душе, покрытая «корочкой», и душа потихоньку гнила и болела.

2009 год

***

При попытке священнобезмолвия и стяжания тишины и мира души и сердца дьявол сразу же старается их разрушить (не прошло и двух дней первой седмицы поста). Не удается в церкви — тогда через дом, или людей, или знакомых. Не дремлет. Даже при небольшом умиротворении, когда душа становится после молитвы как ровная гладь, греховные стрелы (разные помыслы, гневные реакции, небольшое раздражительное слово) вызывают сильную мгновенную детонацию. Пока душа в результате делания не трансформировалась и не перешла на новый уровень (благодатного состояния), любая мелочь может вызвать сильнейший мятеж, с которым очень трудно справиться. Оградить себя вниманием, осторожностью, трезвением, молчанием, не допустить вспышки, как пожар, пожирающей душу. Иначе быстро теряются все плоды трудов, в душе остаются пепел и неприятный осадок. Блюдись. И глубже и дальше «буравь» сердце покаянием.

2009 год

***

Отмечаю, что некоторых прихожан в первые дни чтения канона св. Андрея Критского начинает сильно крутить и корежить. Они и сами жалуются, что хотели убежать с канона, было невыносимо трудно стоять, все болело, в голову лезли помыслы: «Зачем тебе все это надо? Иди отсюда. Никому, ни в чем и никогда все эти каноны не помогут». Эти помыслы и ощущения имеют демоническую природу. Те, кто их преодолел в первые два дня, свидетельствуют, что с каждым днем становится все легче и легче, и наваждение исчезает напрочь. Учись и запоминай!

***

Петров пост, как всегда, был сложен для меня. Несколько раз я срывался на ссоры с сыном, мама и теща переломали себе кости, дочь получила серьезную травму, и ее зашивали. Тучи помыслов посещали душу. Внутренняя борьба иногда доводит до полного изнеможения, граничащего с отчаянием. Невольно задаешься вопросом: «Кто же может спастись?» И сам же отвечаешь: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19, 26).

Если пост проводишь в духовном труде — ясно понимаешь, что без Бога спастись невозможно. Главное — устоять в верности Ему, в соблюдении Его заповедей. Иногда враг склоняет почти до совершения греха, но, памятуя о противостоянии ему, не соглашаешься. «Противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4, 7). Главное — не соглашаться на грех, сопротивляться навязчивым злым мыслям, и Господь не позволит дьяволу овладеть тобой.

2012 год

***

Когда сердце нечувственно к молитве, не размягчается, не откликается покаянием, его нужно «буравить» поклонами, метаниями, воздыханиями, сердечными взываниями и умным вольным вниманием к словам молитвы, пока не рассверлится камень и не разрушится упорство Иамври(*).

(*)Из Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского: «По упорству я стал как жестокий нравом фараон, Владыко, по душе и телу я — Ианний и Иамврий, и по уму погрязший, но помоги мне» (Среда, 5, 1). «Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере» (2 Тим. 3, 8). Ианний и Иамврий — египетские волхвы, противостоявшие Моисею, но побежденные им (Исх. 7, 11, 22; 8, 7,18–19). В Ветхом Завете не названы не только имена, но и число волхвов. Но они указываются в иудейском Таргуме (толковании) на Исх. 7,11. Иамврий — это предположительно греческая форма от Ямре («упрямый»). — Ринекер Ф., Майер Г. Библейская Энциклопедия Брокгауза.

2012 год

***

Без испытания невозможно получить доверие Бога и дары Его. Идущий по стопам Христа неизбежно обречен на испытания. Ученик не может стать достойным своего Учителя, не будучи испытан. Апостолы, шедшие по стопам Христа, постоянно проходили духовные экзамены, и часть отходила от Него. «Человекам это невозможно, Богу же все возможно». Каждый миг жизни — это путь, но единственный истинный путь, ведущий в жизнь Вечную, — это Христос.

Христос — путь, исполненный постоянных испытаний и преодолений себя, своего ветхого человека, путь перерождения, тернистый и внешне, и внутренне. Трудно и больно идти за Ним вослед. «Господи, дай мне силы идти за Тобой по стопам Твоим».

2012 год

***

Один из признаков правильного прохождения поста — острое покаянное чувство и понимание, что без Бога ты погибаешь и что «спастись — невозможно человеку».

2012 год

***

Идти по стопам Христа — значит быть готовым принимать на себя зло этого мира, его несправедливость, унижения, оскорбления и оплевания, издевательства и насмешки, предательство и гонения, непонимание друзей и близких, жертвенно расточать себя и быть «всем для всех». Это отрезок пути не новоначального, а зрелого христианина.

Люди потеряли страх Божий, совершают преступления, но всеми доступными средствами избегают наказания, забывая, что за все придется платить и во временной жизни, и в вечной. Никто не хочет быть наказанным, все ждут, что их погладят по головке. И я такой же, и в этом мертвость и падшесть души. «Кто же может спастись? Человеку это невозможно, Богу возможно все».

2012 год

Помогают аппараты или вредят?

Вопрос о том, вредят ли нам те или иные медицинские машины или современные реанимационные аппараты или приносят пользу, следует рассматривать с точки зрения Божественного Промысла в контексте изменения времени. Если Господь благословил изобретение в XXI веке того или иного аппарата для спасения жизни, ее продления или реанимации, для проведения хирургического вмешательства, значит, он изобретен на пользу — для сохранения Божественного дара жизни конкретного человека. Другое дело, что мы, обладая помраченным разумом, не всегда правильно понимаем этически допущенные Христом границы и правила использования того или иного метода и аппарата.

Так что аппараты не вредят — вредим мы. Изобретатель костыля преследовал благую цель — помочь хромому человеку, но никак не подразумевал, что костылем будут бить кого-то по голове.

Когда мы недоумеваем, разумно ли держать на аппарате больного в коме, или лучше отключать его — мы исключаем Бога из происходящих событий. Кто даст гарантию, что человек на аппарате проживет много? Кто это определил — врачи? А где же Бог? Ведь на том же аппарате может присоединиться вторичная инфекция, развиться пневмония и отек легких, может отключиться электричество или сломаться аппарат, может произойти все что угодно, и человек умрет, потому что так решил Бог, и все в Его руках. Если Господь дает нам костыли и подпорки, пусть и суперкомпьютеризованные, значит, Он знает, для чего это допускает, у Него нет ничего бессмысленного. Значит, для современного человека с его грехами, неверием и короткой жизнью так надо.

Бессмысленных страданий нет. Они все освящены страданиями Христа, и нести их важно как для временной, так и для вечной жизни человека.

Сказанное еще раз напоминает нам, что все биоэтические конструкции рушатся, когда не имеют твердой опоры во Христе и христианском понимании жизни, болезни и смерти.

2004 год

О будущем

Современные технологии быстро прогрессируют. Часть из них идет на пользу, часть — во вред, нося откровенный богоборческий характер. Современный человек становится «человеком информационным» и все больше зависит от техники. Без техники, компьютеров и автоматов уже жить не может. Все меньше навыков выживания, все больше зависимость от технических устройств, потребность в энергии и ресурсах. Человек становится зависим от машин и отчасти даже их придатком.

Недалекое будущее реализует самые смелые догадки ученых и фантастов. Компьютеры уйдут в прошлое, на смену им придут голографические системы с голосовым и мысленным управлением. Машины будут летать по воздуху, используя антигравитацию. Толщу вод Мирового океана будут рассекать быстроходные подводные корабли, по небу полетят сверхскоростные аппараты. Полеты в космос станут обычным явлением. Человека будут лечить не химией, а волнами разного спектра и излучениями. Переводчики будут не нужны: их заменят технопереводчики.

Но человек как грешил, так и будет грешить. Сверхтехника будет убивать веру в Бога. Появятся новые технологические искушения и зависимости, основанные на низменных инстинктах, суперощущениях, сверхвозможностях, похоти, страстях. Новые киберзависимости, электронные наркотики и проч.

Человек освоит телепортацию. Роботы-прислуги станут нормой жизни. Но освободившееся время будет тратиться не на духовное совершенствование, а на развлечения и работу. Истинно верующих людей будут считать мракобесами. Человек добьется большой власти над природой, Бог станет ненужным. Он будет мешать, лишь будоражить совесть падшего человека.

Оставшиеся верующие получат от Бога крепкую веру и особые Дары Святаго Духа, как и первые христиане. Но как и в первые века христианства, это будет восприниматься как сильное волшебство. Христиане станут изгоями, бельмом в глазу больного общества.

Антихрист сам спровоцирует столкновение между государствами, нациями и народами. Стоя за сценой, он будет сталкивать лбами правителей государств, посеет раздоры, ненависть, войну. Правители даже не будут понимать, кто их стравил. Он будет помогать информацией и оружием и одним, и другим. Они будут думать каждый, что он их союзник, и он убьет их всех, когда они приведут его к власти и воцарению над миром.

Антихрист будет попущен Богом, когда станет возможен тотальный контроль над каждым живущим на земле человеком, и не только контроль, но и скорое уничтожение. Всемирная война и страдания естественным образом подтолкнут людей к желанию всеобщего мира и безопасности при неограниченной власти одного человека. Люди захотят парламент, а получат тоталитарную империю, захотят президента, а получат императора, который абсолютизирует всю власть на земле, проводя свои идеи и планы. Он возомнит себя Богом, как древние римские императоры, объявит себя богом и заставит поклоняться себе как богу. Последние христиане станут мучениками, оставшиеся в живых — исповедниками веры.

Христиане не должны увлекаться будущим, это неполезно для духовной жизни. Они должны вести обычный образ жизни, свойственный их времени, храня себя неоскверненными от мира, заботясь прежде всего об обо́жении, преображении души «внутреннего» человека, трудясь над собой и не втягиваясь по своей воле в водовороты житейского моря. Искушение будущим многих уже соблазнило и погубило, свернув с жизни настоящей, отвратив от повседневного духовного труда и реализации дара жизни.

Но Господь предупредил, что, как во время потопа ели, пили, женились, так будет и при втором пришествии Христовом. Человек не распоряжается своей жизнью, она во власти Бога. Жизнь — дар Божий, а дарами Царя не брезгуют, ими распоряжаются благоразумно. Жизнь — это шанс найти путь ко Христу, драгоценная возможность примириться с Богом, обрести Его, соединиться с Ним в Вечности. Христианин! С рассуждением всматривайся в будущее, иначе оно раздавит тебя. Ищи в нем Христа, ищи путь к Нему, иди по стопам Его, и оно обессмертит тебя.

2004 год


Прот.Сергий Филимонов

Продолжение следует.

 

Вы можете приобрести печатную версию книги "Воспоминания и размышления", готовится расширенное переиздание. Узнать подробнее и оставить заявку на предзаказ можно здесь.

В продолжение воспоминаний вышла новая книга прот. Сергия Филимонова «По своей земле», она есть в наличии в лавке, подробнее здесь.

Дорогие друзья! Примите участие в строительстве капитального здания Воскресной школы. Или вложите ваш кирпичик в строительство Дома Милосердия - первый в России проект такого масштаба социального, медицинского служения и просвещения, объединенного вокруг храма свт.Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело! 

Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!  

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Последние новости Дома милосердия

Новости

Статьи