Расписание богослужений Наши издания События Как помочь? Контакты
+7(812) 495 48 10 Секретарь храма
+7(812) 557 78 98 Дежурный храма

Главная   Статьи   Людям о людях   Родители и дети

Людям о людях

Родители и дети

Родители и дети

Из книги "Воспоминания и размышления" прот.Сергия Филимонова, написанной к 50-летию автора.

Предыдущие главы книги, ЧАСТЬ 1: 1 - "Родом из детства", 2.1 - "В Должанке с бабушкой Александрой", 2.2 — Первые годы в Ленинграде, 2.3 — В школе, 3.1 — Врач. Alma mater3.2 — На флоте3.3 — Адъюнктура и женитьба 3.4 — Первые шаги в храм 4.1 — Первый духовный отец - о протоиерее Василии Лесняке, 4.2 — Отец Михаил Сечейко4.3 — Об архимандрите Пантелеимоне Борисенко4.4 — Отец Василий Ермаков, 5.1 — Начало служения. Путь в священнослужение, 5.2 — Рукоположение, 5.3 — Духовная семинария и Духовная академия, 5.4 — Храм преподобного Сергия 5.5 — Строительство Державной: от креста в небе до креста в небе, 5.6 — В детском доме № 9, 6.1 — Угодники Божии. Благословения старца Николая Гурьянова. 6.2 — Тайное делание протоиерея Валентина Мордасова, 6.3 — Блаженный Митрофанушка и иные блаженные. 6.4 — Святитель Лука в моей жизни.

ЧАСТЬ 2. Духовные размышления. Выписки из дневников разных лет. 1 — О дневниках. О насмешничестве. 2 — Полет шмеля и невычитанные записки. О чтении духовных книг. 3 — Молитва о детях. О причастии в паломничествах. Богатые грешники XXI века. 4 — О ревности не по разуму. О беспокойстве души.  5 — О мужестве. Отношения с духовником.  6 — Возвести горе́ очи и сердце. Борьба со страстями.  7 — О слезах. Сердце пастыря,  8 — О внимании к себе. Путевые записки. Уроки отца Епифания.  9 — Пост, труд и путь. Помогают аппараты или вредят? О будущем .  10 — Баланс и время.  11 — Торопись делать добро! Смысл жизни.

ЧАСТЬ 3. ПАСТЫРСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ. 1 — Предисловие к пастырской части. Об абортивном мышлении.  2 — Пастырские проблемы сохранения беременности.   3 — Пастырские проблемы семьи и брака 4 — Венчание: как избежать типичных ошибок5 — Распад семьи.

 

Незаконнорожденные дети

Дети, рожденные вне брака, очень часто болезненны и ведут себя особенным образом.

Май 2007 года. Е. и сын Д. (1 год 10 месяцев), Краснодарский край

В Санкт-Петербург приехала в очередной раз для обследования и лечения сына. С рождения у ребенка нарушение желудочно-кишечного тракта, до 12 раз в день понос, стафилококковая инфекция, перенес операцию по поводу колопроктита. Ребенок не может ходить, суставы болезненны и отечны, мышцы слабые. Неспокоен, в ожидании батюшки кричал, сразу после причастия был возбужден, пытался руками оттолкнуть маму. Ребенка причащают 2–3 раза в год, мама причащается еще реже. Ребенок внебрачный. Муж зарегистрировался с Е. только после рождения больного ребенка. Во время беременности Е. он жил с другой женщиной, узнав об их женитьбе, та проклинала Е. и говорила: «То ли еще у вас будет». Муж ни разу не исповедался, не каялся.

Предложено: мужу покаяться, взять епитимью у священника, обоим воцерковляться, ребенка причащать еженедельно и повозить по святым источникам.

В этом случае супруги зарегистрировались, но уже поздно — ребенок родился больным. Как правило, после этого окончательно поправить здоровье очень сложно.

А вот другой пример.

Май 2007 года. Мать М. и сын В., 18 лет

М. пришла в беспокойно-возбужденном состоянии — сын бьет, угрожает убить, обвиняет маму: что бедные, что нет отца. До 30 лет она жила в девстве, иногда причащалась, исповедалась. В 31 год родила сына от женатого мужчины. Сын до 10 лет причащался, но рос своевольным, вспыльчивым. Что делать, как относиться к сыну — как к больному или как к здоровому? Богохульствует, кидает иконы, хотя святую воду и просфору вкушает, молитву читает. Когда уезжает к бабушке на Украину, с ней спокойно ходит в Церковь. Мама причащалась в Пасху, посты не всегда соблюдает. Связь отношения сына и блудного греха не очевидна для нее. Сейчас 2 месяца не может причаститься, сын начинает препятствовать. Отец лишен родительских прав по ходатайству М.

У детей в неполных семьях формируются особые состояния души и характера, они часто психологически нестабильны, потому что травмированы происходящим. Хотя, безусловно, в этом конкретном случае присутствует и очень важная духовная составляющая.

Январь 2011 года. И.

В сожительстве родила ребенка. Роды были очень трудными, младенца тащили щипцами, повредили головной мозг, ребенок не видит, не слышит. У И. произошел разрыв матки, матку удалили. Врачи предлагают отказаться от ребенка, но она хочет забрать его. Сожитель, узнав о несчастье, ушел от них. Пришла к священнику за поддержкой в своем намерении оставить ребенка при себе.

Когда женщина соглашается на сожительство, она должна понимать: оно чревато тем, что она может в любой момент остаться матерью-одиночкой. Впоследствии, растя ребенка, она будет лишена всякой поддержки и помощи. Поэтому очень важно, чтобы священник поддержал в человеке надежду на то, что Бог — это бездна щедрот и милости, что Господь может любого грешника помиловать и дать силы и поддержку в любой ситуации.

Родовые грехи

2007 год. Раба Божия В., 50 лет, сын Л., 16 лет

В 2007 году шестнадцатилетнему мальчику поставлен диагноз: параноидальная шизофрения. Жалуется, что видит бесов, сатану, гномов, слышит голоса, поздно засыпает, видит страшные сны, в которых он — маньяк, убийца, и все жилье усыпано трупами. Мама этого мальчика в первом браке жила 20 лет, потом развелась с мужем, когда сыну было 6 лет. Муж пил, предложил фиктивный развод и согласился на настоящий. Мальчик бывал у отца на даче, где сожительница отца занимается магией, она гадала мальчику на Таро, внушала, что у него все будет плохо, он станет убийцей. Дала ему карты Таро, которые дома сразу сожгли. С детства мальчик смотрел страшные фильмы, кривлялся, передразнивал всех, менял голос, когда подрос — пил пиво, курил, токсикоманил с ребятами.

Причащается со 2-го класса с мамой 1 раз в неделю, есть духовник в соборе. Но к 16 годам стал снимать крест, так как не видел помощи Божией, отказывался идти в храм: нет сил. Не захотел обращаться к своему духовнику.

С Божией помощью стал ходить в храм, но начинал там плакать, что ему плохо и силы покидают. После клиники Бехтерева предпринял попытку суицида, так как не мог учиться из-за приема сильнодействующих лекарств.

Оказалось, что по линии отца В. четверо мужчин в возрасте 18–42 лет покончили с собой через повешение.

Как показывает практика, при анализе жизненных ситуаций священнику очень полезно собирать, если можно так выразиться, родовой анамнез. Когда возникают особо сложные ситуации или приводят детей либо взрослых с вот такими сложными судьбами и заболеваниями, нужно узнать все возможное о родословной человека. Причем сам он сразу может ничего и не знать, ему нужно немного потрудиться: прийти домой и поспрашивать родных и близких, а затем составить духовное генеалогическое древо. Это не какая-то сверхъестественная задача. Но по крайней мере священник будет понимать, что и как происходит с этим родом, и может быть, получит возможность вымолить человека или что-то исправить.

В сложных случаях неоднократно выяснялось, что в роду были некрещеные, ярые атеисты, самоубийцы или убийцы, колдуны и т. д. Все это играет очень большую роль. Когда приходят с очень тяжелыми детьми, бесплодием или крайне неудачной жизнью, то иногда после выяснения оказывается: в роду были люди, которые уничтожали храмы, писали доносы, сажали других людей в тюрьмы, издевались над ними, пытали. Ничто бесследно не проходит, все сказывается на детях и внуках.

Поэтому, безусловно, когда священник пытается помочь или помолиться за кого-либо, он должен быть очень аккуратен, осторожен, потому что в этом роду много неизвестного ему произошло. И второе — он должен сам понять духовные механизмы происходящего и помочь людям разобраться в том, что происходило в их роду, чтобы они это осознали и поняли, почему страдают. Когда они понимают, что совершали их прадеды и прабабушки, они имеют возможность осознанно молиться за них. Это важно, чтобы в последующем ничего такого в роду уже не происходило.

Например, выясняется, что в роду по двум-трем линиям были алкоголики. Тогда священник может предупредить, что потребление алкогольных напитков именно в данном конкретном случае опасно, потому что такова родовая наследственность: склонность к алкоголизму, смерть в наркотическом или алкогольном угаре. Даже нормальный человек, который ходит в церковь, исповедуется, причащается, тоже не застрахован от белой горячки, от того, что утонет или сгорит в пьяном виде! В какой-то момент после одной-двух рюмок у него могут начаться проблемы, и он даже не поймет, что с ним происходит. Вот почему нужно знать свое родословие, духовный анамнез своей семьи. Кому-то можно выпить чуть-чуть больше, а конкретно этому человеку нельзя, потому что его родословная свидетельствует об опасности. Или, например, прадедушка был картежным игроком, промотал все свое состояние; в результате жена его бросила, он потерял семью, детей. Это может проявиться у внука, у правнука в виде склонности к авантюрам, к азартным играм. Тогда играли в карты, а сегодня на компьютере, в игральные автоматы — вот и вся разница.

Я часто прошу у своих подопечных, чтобы они писали свои родовые линии, когда они приходят с очень сложными вопросами: алкоголизма, наркомании, неустройства жизни, бесплодия, невозможности выйти замуж и т. д. Все это требует очень тщательного анализа.

Если люди начинают прилагать к своим тяжелым жизненным ситуациям последовательный духовный труд, это нередко переламывает ситуацию и приводит к положительным результатам.

В 2007 году за духовной помощью обратилась мать: сын 19 лет начал есть мухоморы, с галлюцинациями попал в реанимацию, от мужа никакой поддержки нет, он пьет. После беседы со священником мать два года усердно молилась за сына. Через два года пришла поблагодарить — сын самостоятельно пришел в храм, исповедался, причастился. Это результат проявленного терпения и надежды на помощь Божию.

Незаконнорожденные, богоборчество родителей

2008 год. Раба Божия В. и сын Я., г. Ставрополь

Мальчику 4,5 года, его привезли из Ставрополя в Петербург лечиться в Педиатрической академии. Академик Городицкий — главный иммунолог Иркутской области — направил родителей к священнику. У Я. синдром иммунодефицита, поздний иммунологический старт, агрессивен, всех бьет, гиперактивен. В беседе выяснилось, что ребенок зачат методом экстракорпорального оплодотворения, родители не расписаны, живут в блудном грехе. Отсюда и вытекает все, что происходит с ребенком.

В подобных случаях я всегда стараюсь в первую очередь убедить супругов узаконить отношения. Хотя, кончено же, поезд уже ушел — если ребенок был зачат незаконно, то здоровым он все равно уже не станет. Но восстановление правды Божией изменит семейную ситуацию и может предотвратить дальнейшее развитие неприятностей.

Когда в церковь приводят ребенка с аутизмом или задержкой психического развития, то первым делом я спрашиваю, каким способом он был зачат и рожден, законнорожденный ли он. В 80–90 процентов случаев оказывается, что он рожден вне брака, или суррогатной матерью, или зачат с помощью ЭКО. Мать мечется: «Что делать? Как быть? Как лечить?» А как исправишь последствие совершенного греха, как тут поможешь? Это уже материнский крест на всю оставшуюся жизнь. Мать должна каяться, молиться, менять свою жизнь и помочь ребенку воцерковиться.

Разумеется, мы не можем утверждать, что любой незаконнорожденный будет больным и неполноценным, ибо в отношении каждого человека действует особый Промысл Божий. Но мы можем говорить с уверенностью, опираясь на практический опыт, что так бывает часто.

Большинство больных детей, которых приводят в церковь с психическими повреждениями, — это дети, рожденные вне брака или ненормальным способом. И добавлю: подавляющее большинство людей, впервые обращающихся в Церковь за помощью и далеко отстоящие от Бога, — онкологические больные. Бог дает человеку возможность осознать свою неправду и как-то развернуться к Нему лицом.

Прот.Сергий Филимонов

Продолжение следует.

 

Вы можете приобрести печатную версию книги "Воспоминания и размышления", готовится расширенное переиздание. Узнать подробнее и оставить заявку на предзаказ можно здесь.

В продолжение воспоминаний вышла новая книга прот. Сергия Филимонова «По своей земле», она есть в наличии в лавке, подробнее здесь.

Дорогие друзья! Примите участие в строительстве капитального здания Воскресной школы. Или вложите ваш кирпичик в строительство Дома Милосердия - первый в России проект такого масштаба социального, медицинского служения и просвещения, объединенного вокруг храма свт.Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело! 

Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!  

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Последние новости Дома милосердия

Новости

Статьи