Расписание богослужений Наши издания События Как помочь? Контакты
+7(812) 495 48 10 Секретарь храма
+7(812) 557 78 98 Дежурный храма

Главная   Статьи   Людям о людях   Часть 4. Медицинские заметки. Священникам не следует выходить за пределы своей компетенции

Людям о людях

Часть 4. Медицинские заметки. Священникам не следует выходить за пределы своей компетенции

Медицинские заметки

Из книги "Воспоминания и размышления" прот.Сергия Филимонова, написанной к 50-летию автора.

Предыдущие главы книги, ЧАСТЬ 1: 1 - "Родом из детства", 2.1 - "В Должанке с бабушкой Александрой", 2.2 — Первые годы в Ленинграде, 2.3 — В школе, 3.1 — Врач. Alma mater3.2 — На флоте3.3 — Адъюнктура и женитьба 3.4 — Первые шаги в храм 4.1 — Первый духовный отец - о протоиерее Василии Лесняке, 4.2 — Отец Михаил Сечейко4.3 — Об архимандрите Пантелеимоне Борисенко4.4 — Отец Василий Ермаков, 5.1 — Начало служения. Путь в священнослужение, 5.2 — Рукоположение, 5.3 — Духовная семинария и Духовная академия, 5.4 — Храм преподобного Сергия 5.5 — Строительство Державной: от креста в небе до креста в небе, 5.6 — В детском доме № 9, 6.1 — Угодники Божии. Благословения старца Николая Гурьянова. 6.2 — Тайное делание протоиерея Валентина Мордасова, 6.3 — Блаженный Митрофанушка и иные блаженные. 6.4 — Святитель Лука в моей жизни.

ЧАСТЬ 2. Духовные размышления. Выписки из дневников разных лет. 1 — О дневниках. О насмешничестве. 2 — Полет шмеля и невычитанные записки. О чтении духовных книг. 3 — Молитва о детях. О причастии в паломничествах. Богатые грешники XXI века. 4 — О ревности не по разуму. О беспокойстве души.  5 — О мужестве. Отношения с духовником.  6 — Возвести горе́ очи и сердце. Борьба со страстями.  7 — О слезах. Сердце пастыря,  8 — О внимании к себе. Путевые записки. Уроки отца Епифания.  9 — Пост, труд и путь. Помогают аппараты или вредят? О будущем .  10 — Баланс и время.  11 — Торопись делать добро! Смысл жизни.

ЧАСТЬ 3. ПАСТЫРСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ. 1 — Предисловие к пастырской части. Об абортивном мышлении.  2 — Пастырские проблемы сохранения беременности.   3 — Пастырские проблемы семьи и брака 4 — Венчание: как избежать типичных ошибок, 5 — Распад семьи 6 — Незаконнорожденные дети. Родовые грехи, 7 — Воцерковление семьи через болезнь ребенка. Родительские амбиции. 8 — Таинства и святыни. Подготовка к Причастию. 9 — Результаты перекрещивания. Цельбоносная крещенская вода, 10 — Об оккультизме. Результат обращения к «бабкам». Последствия для детей, 11 — Бог промыслительно спасает людей через обычные обстоятельства жизни. Для святых нет ни времени, ни расстояния, 12 — Промысл Божий оставляет жизнь. В любой стране есть Божии люди. Горделивые помыслы опасны для христиан, 13 — Отпевание членов сект. Совершение сознательного греха. Неисполнение благословения духовника, 14 — Как трудно человеку без Бога.

ЧАСТЬ 4. Медицинские заметки. 1 — Быть врачом и священником, 2 — Молитва за больных.

Священникам не следует выходить за пределы своей компетенции

Священникам нужно быть очень осторожными и не нарушать пределы своей компетенции. Понятно, что врачи не всегда поступают правильно с точки зрения православной вероучительной истины, дают советы, которые откровенно нарушают заповеди Божии. Но для того и дана голова человеку, для того он и ходит в церковь, чтобы, имея Священное Писание и Святое Евангелие как эталон, сравнивать то, что ему советуют, с тем, что говорят Господь и Церковь. Святое Евангелие — путеводитель в жизни. Но разумеется, в области телесной необходимо прислушиваться и к тому, что говорит врач.

Об этом сказано в Писании: «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана была сила Его? Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли» (Сир. 38, 1–8).

В 2008 году пришла семья с вопросом: делать ли операцию младенцу 1,5 лет? Диагноз: миокардит, блокада проводящей системы сердца 2-й степени. Из беседы выяснилось, что бабушка ребенка и ее сын, то есть отец младенца, воцерковлены примерно 7 лет. Духовник-монах на операцию благословения не дал, сказал, чтобы искали другие способы лечения. Поэтому отец пришел ко мне. Они с женой не венчаны. Отец осознает, что это как-то связано с болезнью его сына, и терпеливо ждет, когда жена согласится венчаться. Младенца и крестили-то с трудом в 1,5 года. У супруги — второй брак, первый муж умер, детей не было. В роду у нее были богоборцы и священники, отступившие от Бога.
При выяснении обстоятельств оказалось, что в медицинском плане имеется только один способ лечения — хирургический. Причем прогноз лучше, если операцию сделать в раннем возрасте.
Через месяц операцию сделали, вшили электроды через надрез передней брюшной стенки, и состояние ребенка нормализовалось. В 6 лет ему предстоит вторая операция, малоинвазивная, через бедренную артерию.

Священнику следует иметь в виду, что сложные медицинские технологии иногда непонятны. Некоторые батюшки говорят категорически: «Нет, оперироваться не благословляю». И упускается время, человек может стать инвалидом, может умереть.

Понятно, что иногда духовнику открывается особый Промысл Божий, но нужно быть очень осторожным в том, как его трактовать. Потому что болезнь, инвалидность, смерть — это трагедия для целой семьи.

Но и мирянам не следует быть безголовыми.

Ко мне обратилась женщина, которую священнослужитель не благословил принимать антибиотики, когда она заболела пневмонией. Я стал расспрашивать о священнике. Оказалось, что ему 45 лет, и он рукоположен год или два назад. Некоторые, уже в возрасте рукополагаясь во священники, опираются в советах пасомым на свой жизненный опыт, который может быть ложным, недостаточным, незрелым, и этим обрекают своих духовных чад на тяжелые заболевания. Именно это и случилось, поскольку женщина слепо доверяла священнослужителю, не понимая, что между возрастом житейским и возрастом священническим большая разница. То, что она не стала принимать антибиотики, вылилось в развитие туберкулеза. Ко мне она пришла уже с открытой формой туберкулеза легких, интересуясь, что ей делать дальше. Я ее расспросил о семье, оказалось, что у нее дети, внуки. Стал спрашивать, хочет ли она ими заниматься, иметь к ним доступ, готова ли умереть, не лечась. И только тогда она задумалась: как же так? почему же мне сказали не пить лекарства?

Христианин должен иметь голову на плечах. Беря благословение, принимать или не принимать лекарства, делать или не делать операцию, нужно понимать, кто перед тобой. Если это духовник, знающий тебя много лет, — одно дело. А если недавно рукоположенный священник, которого ты не знаешь? Если суровый монах с монашеским устроением? Тогда это может обернуться большими неприятностями.

Пожилая прихожанка поехала в монастырь Псковской епархии и пошла там исповедаться. И хотя ей уже тридцать раз говорили, что не нужно каяться повторно в уже отпущенных грехах, она все равно в очередной раз принесла на исповедь совершенный когда-то аборт. И неделю назад рукоположенный иеромонах дал ей епитимью: 200 поклонов в день. Через неделю у нее полопались сосуды в глазах, и она дошла до предынсультного состояния. Приехала ко мне: «Что же мне делать?» А что я могу сделать? Я ее туда не посылал, исповедаться в монастыре не благословлял. Порекомендовал обратиться к игумену монастыря, просить вызвать священника, чтобы с нее сняли совершенно несоразмерную ее состоянию епитимью. Тем более что — повторюсь — в этом грехе она уже покаялась.

Ко мне нередко приходят с какими-то житейскими вопросами: что делать, как поступить? Я отвечаю: «А я не знаю, это вы сами должны решить на семейном совете. Соберитесь вместе, продумайте проблему и пути ее решения, рассмотрите все возможности. Помолитесь, попросите Бога подать вам ответ. И лишь когда вы все это сделаете, когда приложите собственные труды, рассуждение и молитвы — только тогда уже священник, помолившись, сможет вам сказать, что вот этот вариант больше соответствует Промыслу Божию, а вот так поступать не нужно.

Однако чаще всего, даже у людей, которые давно ходят в церковь, происходит совершенно другое. Они взваливают груз ответственности на священника, желая, чтобы батюшка за них принял решение. Здесь мы видим полное непонимание роли священника. Он может посоветовать, может предложить выбор, может помолиться, но он не может распоряжаться жизнью другого человека. Но люди хотят именно этого. И очень важно, чтобы священники не пользовались незрелостью прихожан, не раздавали, что называется, благословения направо и налево, не понимая, к чему может привести то, что они запрещают: прививки, например, или лекарства, или операция.

Нельзя выходить за пределы своей компетенции. А прихожанам не следует искушать священника своими неправильными действиями, безголовостью, своим нежеланием принимать решения, думать, советоваться с родными, с врачами, юристами и т. д.

Амвросий Оптинский говорил: «Иереев всех почитай, к добрым же прибегай», — то есть не с каждым священником ты можешь решать духовный или жизненно важный вопрос, все необходимо делать с рассуждением.

Болезнь для осмысления своей жизни

По моим наблюдениям те больные, которые отказывались от Божией помощи и нисколько не задумывались о своей жизни после того, как заболевали, получали достаточно серьезные осложнения. Ведь когда человек попадает в клинику, он должен как-то переосмыслить все то, что с ним происходит.

Я помню одного пациента, который поступил по скорой помощи. В состоянии алкогольного опьянения он упал на подоконник, а батарея была снята, из стены торчали крепежные крюки. Он как рыба нанизался нижней челюстью на один из этих крюков и болтался на нем в течение нескольких часов. Его с большим трудом сняли, привезли в медсанчасть, провели серьезное хирургическое вмешательство. В конце концов остановили кровотечение, все зашили. На нем все заживало как на собаке, и буквально через 5 дней он уже ходил, курил, смеялся. Мне бросилось в глаза его развязное поведение, он не сделал никаких выводов из того, что с ним произошло. Хотя он знал, что в больнице есть часовня — реальная возможность обращения к Богу с благодарностью и покаянием. В больнице он провел около полутора недель, был подан на выписку и за день до выписки умер. Скоропостижно и внезапно. Патологоанатомическое вскрытие не смогло четко определить причину смерти. Это было идеопатическое синкопальное состояние, в котором произошла остановка сердца. Никаких видимых причин на тот момент не было.

Я всегда стараюсь, чтобы те больные, которых посылает мне Господь, как-то задумались о Боге. Я не давлю на них, хотя они все знают, что я священник. Хотя некоторые больные берут благословение и специально подходят, просят молитв, даже специально идут ко мне лечиться как к священнику.

Поскольку я выполняю высокотехнологичные микрохирургические ушные операции, ко мне направляют больных из разных мест и регионов.

Одна пациентка приехала на операцию из Коми. Ей требовалась тимпанопластика*. Оказалось, что к моменту приезда в Петербург перфорация барабанной перепонки у нее самопроизвольно полностью закрылась, слух стал хорошим, и в операции она больше не нуждалась, хотя страдала этим заболеванием на протяжении десятка лет. И тут вдруг неожиданно все закрылось. Я рассматриваю это как Промысл Божий, чудо. Я открылся ей, что я священник. Спросил: «А ты знаешь, что тебе делать, если с тобой это произошло? Когда ты последний раз исповедовалась? Когда ты последний раз причащалась?» Оказалось, очень давно — 17 или 20 лет назад. Я обратил ее внимание на то, что Господь оказал ей милость, и она должна понять, что это неслучайно, — она должна вернуться к церковному образу жизни и благодарению Бога, как тому надлежит быть.

*Тимпанопластика — хирургическое вмешательство, заключающееся в санации полости среднего уха и в восстановлении естественного положения находящихся здесь косточек (молоточка, наковальни и стремечка). Завершается данная операция мирингопластикой, то есть реконструкцией барабанной перепонки.

Несколько раз Господь посылал ко мне людей, которые или отошли от Бога на какое-то время, или разуверились, или ожесточились, или даже обиделись на Него в силу жизненных обстоятельств.

Однажды пришлось делать очень сложную операцию шахтеру, которого завалило на глубине 150 м под землей после взрыва метана. На него свалились тяжеленные конструкции. Был очень сложный перелом черепа, повреждено ухо, требовались множественные операции. Операция была очень трудной: многочисленные переломы внутри барабанной полости, нужно заново реконструировать все слуховые косточки, собирать ухо изнутри. Сажа — следы взрыва — была даже в барабанной полости, все внутри было покрыто ею. Как потом выяснилось, этот человек был греком по происхождению, верующим раньше, но отошедшим от Бога. И как раз моя задача была — помочь вернуться к Богу и венчаться с женой, что я им и предложил.

Иногда и другие мои пациенты крестились или венчались.


Прот.Сергий Филимонов

Продолжение следует.

 

Вы можете приобрести печатную версию книги "Воспоминания и размышления", готовится расширенное переиздание. Узнать подробнее и оставить заявку на предзаказ можно здесь.

В продолжение воспоминаний вышла новая книга прот. Сергия Филимонова «По своей земле», она есть в наличии в лавке, подробнее здесь.

Дорогие друзья! Примите участие в строительстве капитального здания Воскресной школы. Или вложите ваш кирпичик в строительство Дома Милосердия - первый в России проект такого масштаба социального, медицинского служения и просвещения, объединенного вокруг храма свт.Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело! 

Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!  

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Последние новости Дома милосердия

Новости

Статьи